Полеты наяву
Когда-то я снимал сюжет для программы «Намедни»: дети знаменитых родителей собираются на новогоднем празднике в клубе «Арт Пикчерз». Среди гостей был и маленький Иван Янковский. Сейчас Ивану 28 лет. Востребованный актер, с четкими ориентирами, он стремительно набирает обороты в профессии. 7 февраля в прокат вышел новый фильм с его участием — «Завод» режиссера Юрия Быкова.
Ваня, я давно хотел с тобой пообщаться, но не складывалось, ты никак не шел на контакт. Однажды ты даже позвал меня на премьеру фильма «Тряпичный союз» с твоим участием, и я подумал: ну вот, наконец наступил момент. И всё равно ничего не случилось.
Я вам объясню, Вадим, в чем дело. Как сказать правильно... Я не очень люблю говорить о себе, вот так сидеть, обсуждать себя, свое творчество. Хотелось бы своими работами — фильмами, спектаклями — отвечать на все вопросы сразу. То есть хорошо бы достичь такого уровня, когда человека можно ни о чем не спрашивать, и он своими ролями говорит (ну, по крайней мере, пытается говорить) про себя, про какие-то свои размышления. Если до такого уровня дошел, это классно.
Я отлично понимаю твою позицию, очень уважаю ее. И всё же я рад, что появилась возможность побеседовать с тобой не на ходу. Мне кажется, многое объясняется и твоим профессиональным воспитанием. Ты — ученик Сергея Женовача, и Студия театрального искусства, организованная Сергеем Васильевичем, где ты служишь, — это высочайшая концентрация творческой мысли, такой, мне кажется, монастырь: каста людей, которым очень интересно общаться друг с другом на своем языке.
Ну да, это дом, который мы как-то для себя сконструировали, когда еще учились. Достаточно много ребят с нашего курса попали в СТИ. Вот, знаете, есть футбольный клуб «Барселона». И есть Кантера, это молодежная академия при спортивном клубе. Те, кто в Кантере растут под руководством педагогов «Барселоны», — они знают, что нужно пасоваться «понизу» и быстро играть в «квадратик», переходить этим «квадратиком» по полю всей командой, чтобы можно было давать пас. Мы поняли со временем, что мы — игроки, «Барселона», а Женовач — наш тренер Гвардиола. Мы хорошо знаем друг друга, пасуем друг другу. Потом, театр — это действительно дом, это место, куда тебе хочется прийти независимо от того, играешь ты сегодня спектакль или нет. Если собирается классная команда коллег, друзей, которые хотят заниматься творчеством под пристальным взглядом мастера, это праздник и счастье.
Ты еще такие великолепные роли в театре играешь, с такой литературой соприкасаешься: Булгаков, Эрдман, Вампилов...
Мне кажется, профессия артиста — это обучение всю жизнь. Потому что если ты считаешь, что обучился, выйдя из института, то ты можешь остановиться в своем развитии. Вообще, знаете, опасно бывает, когда артист поймал волну удачи — у него успех, его узнают на улице, он все «схватил»... Эта штука тебя может сожрать. Ты умрешь как актер, если будешь ощущать, что тебе всё только дано свыше и что не надо прикладывать каких-то дополнительных усилий. Все книги Станиславского — это его попытки найти божественное вдохновение. Он сам только пару раз в жизни чувствовал, что владеет сценой, зрительным залом, и понимал, что это невозможно описать словами. В книгах, «Системах» он пытался понять, как искусственно возбудить свою природу, чтобы это вдохновение ловить постоянно. Я говорил на эту тему с мамой, она ученица Васильева...
Да-да, Оксана Фандера училась в ГИТИСе у великого Анатолия Васильева...
Так вот, мама говорит, что если ты точно разобрал роль, ну прямо точно, то случается магия, такое состояние, как будто ты вышел из собственной оболочки и видишь всё происходящее со стороны. Я такое пока не чувствовал, но мне это очень интересно.
Вань, ты, конечно, изначально счастливый человек. Родился в такой прекрасной семье. Дед, Олег Янковский, — великий артист, любимейший артист. Мама мощно заряжена на профессию, она такой самокопающийся человек. И папа до такой степени преданный профессии и погруженный в нее! И конечно, ты всё это впитал. Я даже боюсь представить, как накаляется атмосфера у вас дома, когда вы ведете разговоры о любимом деле.
Это действительно большая удача, когда можно прийти домой и многое обсудить. Причем у всех разные школы. Филипп Олегович окончил Школу-студию МХАТ, он учился у Олега Павловича Табакова, я — в ГИТИСе у Сергея Васильевича. У мамы — васильевская школа, кроме того, она играла у Кирилла Семёновича Серебренникова в Гоголь-центре. Разные взгляды, позиции — всё это очень интересно.