«Мы знаем, чего хотят мамы»
Алиса Лобанова определенно живет в Стране чудес. А как иначе назвать дело, которым она занимается? Алиса, основательница федеральной розничной сети TOY.RU, крупнейший дистрибьютор игрушек по всей России. Впрочем, чудес в ее жизни хватало и раньше!
Алиса, вы росли в среде творческой: театр, музыка, искусство, учеба на искусствоведческом факультете. А потом резкий поворот, смена деятельности. Мне интересно, почему? Какие мотивы?
Откровенно говоря, Вадим, в 5 лет я вышла первый раз продавать свои игрушки в метро, втайне от мамы, мне хотелось ей помочь. У меня был голубой зайчик, другие игрушки, чернила, какие-то карандаши, тетрадки. Я вышла к метро, тогда все продавали.
Неужели дома была такая сложная ситуация?!
Ну а как? Театральная семья, денег никогда не было много. Бабушка — актриса, дедушка — театральный режиссер: постоянные гастроли, котлетки в фольге, театральные буфеты, закулисье, репетиции... Деньги никогда не были в приоритете, всегда было важно что-то другое: какие-то творческие проявления, кем ты хочешь стать и так далее. Видимо, потому что я рядом с бабушкой выросла, много спектаклей в детстве посмотрела.
А бабушка в каком театре работала?
Они с дедушкой мигрировали по всей стране. В Чите дедушку назначили главным режиссером местного театра, и бабушка, Галина Михайловна Назаревич, играла там один сезон, потом они переехали в Хабаровск. И во всех театрах бабушка была ведущей актрисой и главной героиней. Она не получила звание заслуженной артистки только потому, что у нее не было высшего образования. Мы с бабушкой были очень близки, и я всегда чувствовала ее присутствие. Она заставляла меня читать книги, изучать итальянское искусство, передвижников — и всё это вылилось в какой-то синтез моих интересов. В результате я получила диплом искусствоведа в Академии художеств.
Мы беседуем в кафе. Официант приносит Алисе минеральную воду с кусочками льда.
Какая отважная девушка!
(Смеется.) Холодное питерское детство. Большие панорамные окна, вечные сквозняки... Я выросла в атмосфере питерского андеграунда. Еще помню Мастерские на Пушкинской, 10. Это было некое сообщество творческой интеллигенции. Ну вот Коля Васин, например. Сейчас это имя никому уже ничего не скажет, а для нас это целая эпоха. Историограф, создатель крупнейшего в стране музея The Beatles, знаменитый в то время рок-н-ролльщик. Я помню Владика Монро еще до того, как он стал известным художником и перформером. Кому сейчас расскажешь про Gagarin Party? Это время, когда еще только появился рэйв, — а это мое детство, 10–12 лет. Я выросла в то время, когда Шнур еще не был не то что Шнуром, а только свой первый сборник стихов написал.
Как в эту богемную среду попала 12-летняя девочка?
Это всё моя интеллигентная питерская семья. Мама в творчестве, отчим — художник, папа — художник. В 12 лет я уже была самостоятельной. Сама ездила в школу на метро и на трамвае, самостоятельно пыталась продавать картины, которые писала на практике.
На практике — где?
В питерском художественном лицее. У нас в СХШ слушали Queen и Джима Моррисона — была абсолютная свобода.
Давайте вернемся к 5-летней Алисе. Не жалко было продавать свои игрушки?
Про игрушки — свои ощущения не помню. Но точно помню, что ко мне подходили и говорили с осуждением: «Ребенка заставляют торговать!» А как этим людям сказать, что это мой внутренний посыл? Так что коммерческая жилка у меня с самого рождения. (Смеется.) Я всегда реализовывала какие-то проекты и монетизировала процессы. У меня просто так устроен мир. Если картину пишешь, ее желательно не только показать окружающим, но еще и заработать, чтобы потом купить краски, например. В Питере вообще рисующие дети — это нормально, поскольку там много художественных лицеев. Питер и художники — это как Гауди и Каталония, неразделимые вещи. Невозможно Питер отделить от художественной среды, это такая alma mater. В СХШ мы все ездили на практику, и вопрос, как купить масляные краски, стоял с самого детства. 9-й класс: нужно купить холст, разбавители, кисточки специальные — мне приходилось обо всем этом думать самой. Папа, конечно, помогал, но всё равно не хватало. Мы как могли выживали, я бы так сказала. Хотя в моем детстве всё было весело, без какого-то напряжения. Потом случилась Москва. Это два совершенно разных мира.