«Любовь — это чувство, которое дается не всем»
10 февраля он играет молодого Сталина в Александринском театре, 15 марта — влюбленного Тургенева в Театре Наций. Владимир Кошевой всегда знал, что будет актером. Родившись в семье военного, пройдя академию Вооружённых Сил РФ, попробовав себя в сфере журналистики, он точно знал, что ему нужно на сцену
Всю свою сознательную жизнь ты ездишь между Санкт-Петербургом и Москвой. Не определился с городом?
Если раньше меня это очень беспокоило и я часто спрашивал себя, где мое место, то теперь решил: место артиста там, где его ждут. Мне кажется, что я занимаю свое место и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
В Москве ты регулярно выходишь на сцену Театра Наций в спектакле «Наше всё... Тургенев. Метафизика любви», где ты — Тургенев, а Сати Спивакова играет Полину Виардо. Но также ты играешь молодого Сталина на сцене Александринки…
...и Подколесина в «Женитьбе». Недавно я стал артистом труппы великого театра с грандиозной историей, которая пишется и сегодня. И я чувствую большую ответственность и особенное ощущение, которое можно назвать трепетом. Когда я вхожу в Александринский театр, сердце начинает биться быстрее. А Театр Наций — это как первая любовь. Я видел, как он зарождался, и репетировал, когда шел ремонт, знаю, как Евгений Витальевич собирал свою команду. И нам с Сати повезло: спектакль идет уже третий сезон, а билеты можно купить только за два месяца.
Кроме этих работ ты часто выступаешь как чтец — Гумилев, Бродский… Ты одновременно находишься в разных материалах. Как ты уживаешься со всеми этими персонажами, как они общаются между собой?
А еще Маршак, которого я готовлю в этом году, и Бажов, и Чуковский, Булгаков с программой «Дневники Мастера и Маргариты»... Безусловно, все они находятся в конфликте, как и положено талантливым людям. К каждому из них необходим свой подход. Это непросто. Что их всех объединяет — это цель. Каждый из них очень сильный человек, увлеченный, одинокий и нуждающийся в любви. Все они были одарены ею. И сейчас, прожив 46 лет, я понимаю, что любовь — такое чувство, которое дается не всем. Так же как и сочувствие, сопереживание. И это слово «эмпатия», которое стало возникать в нашем обиходе гораздо чаще, чем другие слова, — этим чувством они были объединены тоже. Всегда важно изучать разных поэтов через воспоминания их не менее талантливых современников. И тем интереснее выходить с этим бэкграундом на сцену. В судьбе каждого из перечисленных людей были страшные, опасные моменты, и знание того, что они пережили, воспитывает стойкость. Все они работали и жили вопреки сложившимся обстоятельствам. А Бродский, пожалуй, самый стойкий из них. В его жизни было много испытаний. Это «общение» с ним меня поддерживает. Мне очень близка его мысль: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу Луны, детство, несвоевременную высадку на горшок...» Ощущение себя «не жертвой» освобождает от рефлексии и помогает двигаться вперед.
В Александринском театре ты чередуешь: один вечер играешь Сталина, а другой — Подколесина в «Женитьбе» Гоголя. Это же контрастный душ!
Не то слово. Я бы сказал даже — выматывающий. (Улыбается.) Я стараюсь выдерживать паузу между этими спектаклями. Но недавно у меня был такой опыт. Несмотря на то что «Рождение Сталина» играется уже несколько сезонов, дается спектакль всё равно непросто — и психически, и физически. После каждого выхода на сцену я в буквальном смысле получаю травмы. К этому подготовиться нельзя. 26-летний молодой, наглый, талантливый товарищ на глазах у зрителей становится тем, кого мы хорошо знаем. В первых сценах он еще не то чудовище. Дальше труднее, потому что груз преступлений ложится на его плечи. Он становится преступником во имя идеи. Должен признаться: даже играя такую страшную роль, как Сосо, я стал получать удовольствие. Я полюбил этот спектакль. С каждым разом открываются новые смыслы, как бы банально это ни звучало. Каждый из нас в одну секунду может превратиться в очень опасного человека. Волю человека сломать очень просто. И поменять мировоззрение, к сожалению, тоже можно. Но вот что интересно, если говорить о перекличках и связях. В спектакле «Рождение Сталина» Сосо цитирует Гоголя «Ночь перед Рождеством» — эпизод, когда черт украл месяц. И этот монолог, написанный Булгаковым, есть