«Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!»
Мария Шалаева — абсолютно самодостаточная девушка. Она ценит свободу, смотрит вперед с оптимизмом, не боится экспериментировать в профессии, растит двоих детей. А теперь еще и кино снимает — конечно же, на волнующие ее темы. Дебютная режиссерская работа Марии Шалаевой «Развод» была представлена в этом году в конкурсе «Короткий метр» на «Кинотавре» в Сочи. Призов не завоевала — но это ли главное? «Снять свой фильм было моей мечтой, а мечты надо осуществлять», — говорит Мария, и в этом она вся, уверенная и независимая.
Маша, поздравляю вас с достойным дебютом. Почему решили попробовать себя в режиссуре? Творческие амбиции? Поиск новых форм самовыражения?
Я просто не люблю стоять на месте, всё время движусь вперед. Режиссура — это же смежная область, часть моей профессии. Мне даже как актрисе было полезно побывать по другую сторону камеры. Теперь я сама гораздо внимательнее на площадке слушаю команды режиссера, уважительнее к этому отношусь. Ну и что скрывать, мечтала получить этот опыт.
Вы посещали дополнительные режиссерские курсы, мастер-классы или всё делали по наитию?
Я сама себе устроила мастер-класс. Снимала минутные ролики-зарисовки и выкладывала их у себя в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). В итоге их набралось штук сорок-пятьдесят, и один даже попал в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля, за что отдельное спасибо Кате Мцитуридзе. Это была классная возможность заявить о себе. А потом вдруг раз — и «Кинотавр». Безумно счастлива, что меня взяли в «Короткий метр». Мне кажется, я вполне заслужила этого своей работой.
И каково это — ощущать себя по ту сторону камеры?
Когда ты погружаешься в какой-то увлекательный процесс, ты просто делаешь и забываешь про время, про усталость. Знаете, это как в детстве — вовлекаешься в игру, и понеслось! К тому же я очень инициативный человек. И покомандовать люблю. Видимо, это тоже сыграло свою роль. (Смеется.)
В «Разводе» вы играете главную героиню. Получается, самой себе ставили режиссерские задачи? Как это происходило технически? Сняли дубль — побежали к плейбеку, посмотрели — сделали еще дубль?
Что-то смотрела, что-то мы с оператором обсуждали заранее. Приезжали на локацию, обозначали, какие точки, ракурсы, планы нам нужны. Кроме того, мы были ограничены по времени. Снимали всё достаточно быстро и четко. Я получила отличный опыт. И даже не надеялась на такой результат.
Сколько длились съемки?
Мы снимали шесть дней. Посмотрели материал и сделали дополнительную смену, чтобы доснять то, чего не хватало для монтажа.
Мне показалось, что на некоторых точках съемки вообще были несанкционированными…
Да. Мы, например, влезли на территорию Российской академии художеств, сменили табличку на двери на «Мировой судья» (у нас главные герои сюда приходят разводиться). Сделали несколько дублей, пока нас не заметили и не стали требовать разрешения на съемку. В общем, элемент экстрима присутствовал. (Смеется.) Честно сказать, у нас вообще не было никаких официальных договоренностей. Надо было быстро ориентироваться и соображать на месте.
Как проходил кастинг актеров?
Кастинга не было. У меня просто уже глаз наметанный. (Улыбается.) Я увидела на театральной сцене студентов ВГИКа — Манану Тотибадзе и Андрея Пискарёва — и сразу поняла, что именно они мне идеально подходят. А с Мишей Евлановым мы давно знакомы, снимались вместе у Игоря Волошина в фильмах «Нирвана», «Я». Он совершенно исключительный человек, глубокий. И мне хотелось показать его не как эдакого Терминатора, а как обычного мужчину, умеющего любить и с нежностью относиться к женщине, человека с богатым жизненным бэкграундом за плечами. Показать именно таким, какой он есть. Миша прекрасно справился с ролью. По-моему, актерский состав «Развода» удался.
Дружба не мешала в процессе работы?