Кое-что о природе авторитаризма: почему у людей так легко сгибаются колени и есть ли в этом какая-нибудь польза
Авторитаризм — примерно то, что происходит сейчас в России, так что некоторые знания о природе такого явления могут оказаться небесполезными тебе, о драгоценнейший читатель. Поэтому нам пришлось заменить одну очень смешную, интересную и сексуальную статью вот этой тягомотиной. Ты уж извини.
Что, собственно говоря, означает термин «авторитаризм», объяснить довольно трудно, потому что существует довольно много его описаний, среди которых несколько канонических. Но какого-то единого, идеального, всеми признанного определения до сих пор нет. (Если тебе сейчас вдруг совершенно нечем заняться, можешь попытаться придумать его сам.)
Авторитаризмом называется система, при которой общество находится в полной власти одного человека (в редких случаях — группы конкретных лиц, например одной семьи). При этом лидер считается властителем не потому, что он, скажем, папа римский или английская королева (хотя и может быть ими обоими одновременно). Нет, он звезда и солнце нации, потому что он — Медведий Крокодилович Пупкин, и всем понятно, что только под его мудрым руководством страна будет семимильными шагами двигаться к процветанию и прогрессу. При этом 99% населения могут быть уверены, что Медведий Крокодилович в общем и целом тля подзаборная, но большая часть уверенных будет искренне ставить свечи за его здравие и благодарить судьбу за такого прекрасного руководителя.
Непонятно? Ну, недаром авторитаризм иногда именуют «социальной шизофренией». Впрочем, сейчас мы копнем чуть поглубже, и ты во всем прекрасно разберешься.
Нет, не он!
Часто бывает проще объяснить какое-то явление, рассказав, чем оно не является*.
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик:
В богословии есть термин «апофатика», означающий метод, которым описывают Бога, рассказывая, чего у него нет. Он безгрешный, бессмертный, бесконечный, безупречный и т. д. Логичным образом апофатики вообще договариваются до того, что Бог есть Вселенское Ничто, ибо обладание какими-либо низменными земными признаками как-то оскорбительно для Всемогущего. Так что ты можешь написать, что Бог — это существо без копыт, без ноздрей и без мозгов, — и будешь богословски безупречно прав
Например, традиционные европейские монархии феодальной эпохи не были авторитарными государствами, потому что королями чаще всего становились по праву рождения, в народной поддержке властители нуждались весьма слабо, зато очень зависели от элит и влиятельных кланов, а деятельность монарха была ограничена немалым количеством законов, за нарушение которых всегда было реально лишиться короны вместе с ушами, на которых она держалась.
Традиционные азиатские цивилизации, где слово падишаха было законом для всех и каждого и где любой визирь мог быть превращен в фарш только из-за того, что у халифа нынче игривое настроение, также не являются авторитарными обществами — это называется «деспотия». Тут тоже связь правителя с народом призрачна и несущественна, народ при виде хана лежит лицом в пыли и боится его до смерти, но при этом глубокой страсти к обожаемому лидеру не испытывает.
Общества, где затянутые в черную кожу граждане с кокардами обшаривают дома в поисках запретных книг и еврейских детей, где все в едином порыве маршируют на фронт и на заводскую проходную, вскидывая руки перед портретом вождя, — это тоже не авторитарное государство, а тоталитаризм и даже фашизм. Лидеры здесь являются такими же заложниками выплавившейся идеологии, как и обитатели концлагерей, разве что уровень комфорта будет получше*.
Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик:
Есть авторы, полагающие, что абсолютные монархии, тоталитаризм или, скажем, теократия тоже могут быть названы авторитарными режимами. Так, например, считает известный германский политолог Дирк Берг-Шлоссер. А кто мы такие, чтобы спорить с Берг-Шлоссером? Ах да, мне тут объяснили, кто мы такие. Ну что же, Берг-Шлоссер, ты неправ! Ты сам дурак, Берг-Шлоссер! Все эти устройства имеют авторитаризм в анамнезе, но не более того. А потом насморк у них превратился в чахотку, так сказать
Авторитаризм же — это ситуация, при которой страна оказывается вверена одному руководителю, подобно коммерческой компании. Жизнь здесь течет по принципу «хозяин — барин», и это основное право, основной закон и основная идея страны. При этом легитимность правителя не вызывает сомнений у подавляющего большинства населения, ни о какой реальной сменяемости власти речи не идет, а элиты пребывают в полном небрежении, так как любимый царь коронован всем миром, улицей и подворотней и потому чихать хотел на влиятельные кланы. Если этим кланам дороги рассудок и жизнь, то пусть пакуют чемоданы или сидят тихо-тихо.
Как возникают авторитарные режимы?
Чаще всего после революции или иных серьезных потрясений. Герой-руководитель подполья, или всенародно любимый генерал, или просто какая-то вовремя подсуетившаяся мелкая сошка въезжает на броневике в царский дворец и начинает наводить порядок. Некоторые исследователи полагают, что авторитаризм — это почти естественный переходный период от монархии к демократии, когда общество, сломав свои старые принципы и еще не выработав новые, заполняет пустоту вот такой конструкцией. Общество требует перемен, свобод, поля для развития, но базы для этого нет, нет самоуправления, нет законов, нет традиции демократии. Вот и возникает странный мутант — когда на троне по-прежнему находится самодержец, но этот самодержец всей душой за свободу народа, за право народа, равенство, братство и золотые унитазы для своей двоюродной кузины.
И если обществу повезет, то на вершине окажется не только коллекционер золотых унитазов, но и человек более или менее готовый к работе по созданию всех тех важных штук, без которых демократия немыслима. Будет проводить демократические реформы сверху на свой страх и риск. А если не повезет, то ничего не поделаешь. Все опять пойдет по кругу до следующего витка.
Превращения диктатора
Правитель, осознавший, что в его руках вдруг оказалась самая настоящая страна, обычно начинает с подкупа населения. Народ — источник его власти, и желательно хотя бы на словах, хотя бы для начала сделать ему приятно, а то броневик еще от дворца далеко уехать не успел. Поэтому все диктаторы обязательно разыгрывают популистскую карту, стараясь понравиться своим новым подданным, в том числе самым низким низам. Мешок риса в каждый детский сад, разрешение многоженства, публичная порка царских жандармов, целование сирот в щеки, липкие от подаренных эль-президенте конфет. Народ видит, что новый царь хочет того же, что и он. Народ видит, что новый царь строго грозит пальцем боярам. Народ видит, что на Новый год водку бесплатно дают. И, конечно, такой замечательный царь должен делать все, что пожелает, чтобы проклятые кулаки-олигархи, журнашлюхи-либерасты и законники-крючкотворы не мешались под его царевыми ножками.