Понять себя и простить?
Многим из нас знакомо неприятное чувство, которое можно описать словами «я сделал что-то не то!». Откуда оно берется и когда стоит ему верить? Какие ошибки мы совершаем и чем нам поможет опыт неудач?
«И зачем я только ввязался в этот проект! – восклицает 23-летний Павел. – Думал показать себя начальству с лучшей стороны, а теперь едва справляюсь». «Я должен был сразу понять: тут что-то нечисто», – горюет 45-летний Иван, вспоминая, как продал квартиру, чтобы участвовать вместе с партнерами в бизнесе, который вскоре прогорел, оставив его с долгами.
«Я предупреждала, что она совершает фатальную ошибку!» – сердится 55-летняя Елена, чья дочь вышла замуж за конголезца, несмотря на протесты членов семьи.
«Даже не знаю, чем я думала, когда заводила эту собаку!» – ругает себя 28-летняя Алла: взяла щенка, чтоб порадовать детей, а он вырос в кусачего пса, с которым никто в семье не справляется. Как получается, что мы принимаем неверные решения и терпим неудачи? Дело в нас или в обстоятельствах? И действительно ли то, что мы считаем ошибкой, – ошибка?
Непростая жизнь
Начнем с того, что мы – сложно организованные существа. «У многих животных к моменту появления на свет уже есть программа: как искать еду, с кем размножаться. А у человека нет, – замечает психотерапевт Карина Карамян1, – основная часть нейронных связей у нас в мозгу развивается после рождения. Наше поведение определяется преимущественно не инстинктами, а опытом, который мы приобретаем в течение всей жизни». Общество, культура, традиции родительской семьи, собственные мысли, желания, ценности – все это сложно переплетается в психике. И у каждой из этих инстанций свои правила насчет того, «что такое хорошо и что такое плохо», и свои требования. «Поэтому они часто приходят в противоречие, – продолжает Карина Карамян. – Вспомним подростковый возраст: физиология заставляла нас остро переживать свою телесность, интересоваться вопросами сексуальности. С точки зрения биологии мы становились взрослой особью, ориентированной на размножение, а с точки зрения социума оставались детьми, которые должны слушаться старших и учиться». То, что совершенно правильно с одной из позиций, может казаться катастрофически неверным с другой.
Критерий оценки
У представителей разных поколений, культур и субкультур разные правила поведения. Даже политики, подчиняющиеся дипломатическому протоколу, ведут себя по-разному: например, во время официального визита к королю Саудовской Аравии Ангела Меркель не стала покрывать голову, а Валентина Матвиенко в той же ситуации надела платок. У каждой нашлись как сторонники, так и критики.
Нас могут осуждать не только носители ценностей, отличных от наших, но и мы сами: ведь мы осмысляем свои поступки и можем смотреть на них сквозь призму разных установок. «Ошибка» – субъективное суждение в случаях, когда дело не касается математических примеров и других систем, в которых есть четкие правила. Мы знаем, что безбилетный проезд в общественном транспорте – нарушение, и в правилах обозначен размер штрафа за него. Но было ли ошибкой поступить в компанию, из которой пришлось уволиться со скандалом полгода спустя? «Я обнаружила, что на новой работе приняты бесконечные многочасовые планерки, которые никак не помогали делу, – вспоминает 32-летняя Евгения. – Когда я предложила ограничить время обсуждений, это было воспринято как покушение на авторитет руководителя, у меня начались неприятности. Если бы я могла предположить, что так случится, я бы ни за что туда не пошла, несмотря на высокую зарплату». Если бы знать заранее! Но в том-то и дело, что мы не знаем. «Спустя некоторое время мы начинаем считать ошибочными те действия, что не принесли результатов, на которые мы рассчитывали, – поясняет Карина Карамян. – Решение казалось верным в той ситуации, в которой оно было принято, а судим мы его в свете нового опыта, появившегося уже потом».