Восток — дело долгое
Музею Востока — 100 лет. До 30 октября 1918 года, когда советская власть постановила создать музейное учреждение с подозрительно дореволюционным названием Ars Asiatica, в стране не было ни одного «восточного» музея. Десятилетия спустя он приобрел имя государственного Музея Востока, но не конкурентов — второго музея той же специализации в стране нет до сих пор. «Огонек» узнал, какой Восток музей успел открыть своим посетителям за минувший век и какие из его сокровищ он хранит и сегодня
Тем октябрьским вечером к крыльцу городской усадьбы Луниных вдоль бульвара тянулась такая длинная очередь, что оставалось только гадать, где она кончалась. Говорили, что в одном направлении она доходила прямо до метро «Арбатская», в другом — аккурат до нового МХАТа. Такси задерживались у парадного подъезда лишь настолько, чтобы пассажир мог выглянуть из окна и убедиться — просто так на музейную премьеру в Дом Луниных теперь не попадешь. Такой ажиотаж в 1984 году вызвала огромная выставка работ художников-модернистов Рерихов.
Впрочем, музей гораздо раньше освоил искусство открывать живой, незнакомый и всегда разный Восток. Еще в старом здании музея — в церкви Илии Пророка на Воронцовом Поле, где он находился с 1929 года и где до сих пор хранятся его фонды — прошла выставка традиционных кукол из Японии, которую предваряло выступление японских барабанщиц, а на выставку когда-то опального русского художника Василия Шухаева в 1970-е заглядывала его современница Лиля Брик. В начале 1980‑х музей начал переезд в усадьбу на Никитском бульваре, и новое выставочное пространство музея в мае 1984 года открыла выставка Рудольфа Хачатряна, заслуженного художника Армянской ССР, в тех же залах была представлена коллекция работ грузинского мастера наивного искусства Нико Пиросмани, а затем и выдающаяся экспозиция туркестанского авангарда…
Когда заместитель директора музея Татьяна Метакса называет одну за другой самые яркие выставки музея за последние полвека, невольно задаешься вопросом: о каком еще Востоке музей не успел рассказать? И может ли еще Восток так же удивлять неожиданными открытиями и в наш цифровой век глобализации?
— Интерес к Востоку, насколько я это могла наблюдать и наблюдаю до сих пор, всегда был, и интерес этот очень давний,— поделилась с «Огоньком» Татьяна Христофоровна.— Сейчас обилие информации, с одной стороны, приблизило людей к нему, дало возможность пощупать и посмотреть самим эту культуру, а с другой — очень часто этот интерес к Востоку остается поверхностным. Конечно, запросто можно купить билет и самому слетать на восток, съесть лапшу какую-нибудь не здесь, а там, но совершенно не известно, что от всего этого в человеке останется. В нашем музее можно увидеть настоящие экспонаты и прикоснуться к живому источнику. Да и потом, «Восток» — это настолько широкое понятие, это целый океан, в котором каждый находит что-то близкое ему.
Восток до музея
В России, кажется, Восток не выходил из моды никогда. Восточные диковинки хранились уже в петровской Кунсткамере, украшением петербургских дворцов обязательно были роскошные восточные комнаты, а убранство аристократических салонов для пущего изыску дополняли ориентальные мотивы. А ровно два столетия назад, в 1818 году, рукописи, книги и всевозможные сказки Дальнего и Ближнего Востока начали собирать в Азиатском музее Петербурга, который благодаря своим фондам, скопленным за XIX век, фактически заложил основы советского востоковедения. Однако до революции культурный диалог с Востоком вели прежде всего исследователи-одиночки, либо отправлявшиеся в опасные экспедиции, либо наловчившиеся скупать в русских и европейских антикварных лавках восточные редкости. Для широкой публики Восток оставался закрытой книгой.