Музею Востока — 100 лет

ОгонёкКультура

Восток — дело долгое

Текст Анна Сабова
Фото Анатолий Жданов

0:00 /
819.069
Восток всегда Восток. Хочешь не хочешь, но посетители тоже вписываются в экспозицию

Музею Востока — 100 лет. До 30 октября 1918 года, когда советская власть постановила создать музейное учреждение с подозрительно дореволюционным названием Ars Asiatica, в стране не было ни одного «восточного» музея. Десятилетия спустя он приобрел имя государственного Музея Востока, но не конкурентов — второго музея той же специализации в стране нет до сих пор. «Огонек» узнал, какой Восток музей успел открыть своим посетителям за минувший век и какие из его сокровищ он хранит и сегодня

Тем октябрьским вечером к крыльцу городской усадьбы Луниных вдоль бульвара тянулась такая длинная очередь, что оставалось только гадать, где она кончалась. Говорили, что в одном направлении она доходила прямо до метро «Арбатская», в другом — аккурат до нового МХАТа. Такси задерживались у парадного подъезда лишь настолько, чтобы пассажир мог выглянуть из окна и убедиться — просто так на музейную премьеру в Дом Луниных теперь не попадешь. Такой ажиотаж в 1984 году вызвала огромная выставка работ художников-модернистов Рерихов.

Впрочем, музей гораздо раньше освоил искусство открывать живой, незнакомый и всегда разный Восток. Еще в старом здании музея — в церкви Илии Пророка на Воронцовом Поле, где он находился с 1929 года и где до сих пор хранятся его фонды — прошла выставка традиционных кукол из Японии, которую предваряло выступление японских барабанщиц, а на выставку когда-то опального русского художника Василия Шухаева в 1970-е заглядывала его современница Лиля Брик. В начале 1980‑х музей начал переезд в усадьбу на Никитском бульваре, и новое выставочное пространство музея в мае 1984 года открыла выставка Рудольфа Хачатряна, заслуженного художника Армянской ССР, в тех же залах была представлена коллекция работ грузинского мастера наивного искусства Нико Пиросмани, а затем и выдающаяся экспозиция туркестанского авангарда…

Замдиректора Татьяна Метакса убеждена: какой бы век, какая бы глобализация ни была на дворе, Восток всегда был и будет загадкой

Когда заместитель директора музея Татьяна Метакса называет одну за другой самые яркие выставки музея за последние полвека, невольно задаешься вопросом: о каком еще Востоке музей не успел рассказать? И может ли еще Восток так же удивлять неожиданными открытиями и в наш цифровой век глобализации?

— Интерес к Востоку, насколько я это могла наблюдать и наблюдаю до сих пор, всегда был, и интерес этот очень давний,— поделилась с «Огоньком» Татьяна Христофоровна.— Сейчас обилие информации, с одной стороны, приблизило людей к нему, дало возможность пощупать и посмотреть самим эту культуру, а с другой — очень часто этот интерес к Востоку остается поверхностным. Конечно, запросто можно купить билет и самому слетать на восток, съесть лапшу какую-нибудь не здесь, а там, но совершенно не известно, что от всего этого в человеке останется. В нашем музее можно увидеть настоящие экспонаты и прикоснуться к живому источнику. Да и потом, «Восток» — это настолько широкое понятие, это целый океан, в котором каждый находит что-то близкое ему.

Восток до музея

В России, кажется, Восток не выходил из моды никогда. Восточные диковинки хранились уже в петровской Кунсткамере, украшением петербургских дворцов обязательно были роскошные восточные комнаты, а убранство аристократических салонов для пущего изыску дополняли ориентальные мотивы. А ровно два столетия назад, в 1818 году, рукописи, книги и всевозможные сказки Дальнего и Ближнего Востока начали собирать в Азиатском музее Петербурга, который благодаря своим фондам, скопленным за XIX век, фактически заложил основы советского востоковедения. Однако до революции культурный диалог с Востоком вели прежде всего исследователи-одиночки, либо отправлявшиеся в опасные экспедиции, либо наловчившиеся скупать в русских и европейских антикварных лавках восточные редкости. Для широкой публики Восток оставался закрытой книгой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дэвид Боуэн: художник, который рисует... мухами Дэвид Боуэн: художник, который рисует... мухами

Интересно, что рассказали бы нам растения и животные, если бы умели говорить

Популярная механика
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Острые козырьки и острые вопросы Острые козырьки и острые вопросы

Вячеслав Караваев в роли Томаса Шелби — о роли чувств и эмоций в своей жизни

Men Today
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Открыть в приложении