Это Габон, месье!

4x4 ClubАвто

Вокруг света с Алексеем Камерзановым. Габон

Текст Алексей Камерзанов

Ассоциации, как и сновидения, трудно запрограммировать. Сразу после удручающего Конго мы въехали в страну, чьё название непроизвольно ассоциировалось у меня то ли с гиббоном, то ли с гобоем. А всему виной португальцы, ещё в XV веке назвавшие эту территорию Габон, потому что эстуарий реки Комо, выходящий к Атлантике, уж больно напоминал форму плаща (по-португальски gabаo). Дальнейшая история страны, лежащей на побережье, оказалась вполне обычной. Первыми туда приплыли португальцы, чуть позже стали наведываться французы, англичане, голландцы и испанцы. Началась эра развития новых торговых путей и колониальных завоеваний. В середине XIX века французы под руководством Буэ-Вильоме заключили с вождями местных племён соглашения о покровительстве и защите. И практически вся территория современного Габона оказались под французским протекторатом. В качестве знака доброй воли, французы даже захватили отплывающий португальский корабль, под завязку загруженный рабами, и вернули его обратно, за что преисполненные благодарности африканцы основали город Либревиль (Свободный город), впоследствии ставший столицей страны. Габон был частью французской колониальной Африки вплоть до 1960 года, а сегодня, как не удивительно, это одна из самых стабильных стран континента. Здесь есть не только нефть, но и масса других полезных ресурсов. Правда буквально за несколько месяцев до пересечения нами границы была предпринята очередная попытка путча, но он, к счастью, провалился.

Почти все автопутешественники проезжают Габон одной и той же дорогой. Это отрезок от конголезского Лубомо, до габонского Нденде – триста километров разбитого глиняного шоссе. Но такой маршрут казался нам слишком тривиальным, и мы решили зайти с восточной стороны, через Франсвиль, Ластурсвиль и столицу Либревиль. Самое интересное ожидалось на отрезке от Ластурсвиля до Алембо, потому что здесь маршрут проходит через тропические леса и асфальта практически нет, а под маркировкой N3 подразумевается простая глиняная дорога. Поскольку до окончания сезона дождей ещё далеко, вполне вероятно будет интересно. Потом на денёк в столицу, а после в сторону Камеруна, где нас ждёт очередное пересечение экватора.

Тёплая встреча

Из Республики Конго в Габон приводит отличный новёхонький асфальт. Документы оформляются без проблем и вскоре мы слышим ставшее привычным «бьенвеню» (добро пожаловать), но буквально через 500 метров нас тормозит жандарм. Он прекрасен! Французская форма, состоящая из голубой рубашки, синих штанов и классической фуражки, тёмные очки – точь-в-точь как на Елисейских полях. Похоже, он тоже это знает и очень гордится. При общении с представителями власти в этой части Африки, я сразу же сообщаю, что говорю исключительно по-английски, французского никогда не учил, потому что его не преподают в наших школах. Это беспроигрышный ход! Нельзя допускать, чтобы полицейский вёл диалог без тягостного преодоления языкового барьера, поэтому точно так же мы забывали английский в Танзании.

— Вы в моей стране, а значит должны говорить на нашем языке, – сразу заявил нам блюститель порядка. Как и все истые патриоты он, кажется, немного туповат.

— Вы абсолютно правы, сэр, но так уж получилось, что я знаю только английский. А вообще французский мне нравится. Это мой любимый язык – с улыбкой отвечаю я, наблюдая за реакцией.

Жандарм сбит с толку и начинает медленно и напряжённо выстраивать предложения на английском. Даётся это непросто, он боится ошибиться и старается много не говорить. Я его всячески подбадриваю, говорю, что отлично понимаю, отвечаю медленно, громко и самыми простыми словами. Но всё это время думаю о том, какая форма вымогательства нас ждёт. Однако темнокожий месье ломает стереотипы.

— Вам, наверное, нужно поставить печать на таможне? Она впереди в нескольких километрах. Давайте я провожу вас на своей машине.

Я полагаю, что за эту услугу он уж точно попросит денег, но на таможне он тепло представляет нас своему другу таможеннику, который радостно приветствует нас, заполняет документы, а в конце говорит:

— Простите господа, совершенно дурацкая история, у нас здесь нет печати, и я не могу её поставить. Но это не проблема. Впереди на вашем пути будет Франсвиль, там находится управление таможни, где вам и поставят печать. Ещё раз извините за неудобства!

Ехать куда-то за печатями нам не хочется, но выбора, похоже, нет. Зато какой уровень общения с приезжими, а главное отсутствие поборов.

— Бон вояж, месье! – напутствует нас жандарм и жмёт всем по очереди руки, после чего просто уезжает, так ничего и не попросив. Невероятно!

Дорога вместо шлагбаума перекрыта грузовыми шинами. Милая девушка улыбаясь откатывает одну из них – проезд открыт. Правда через пару километров нас снова останавливают. На этот раз это обычная полиция, которая просит документы, чтобы записать номера паспортов в большую тетрадку. Для экономии времени мы заранее запаслись ксерокопиями, но они тают на глазах. Зачем делать четыре поста на таком маленьком отрезке мы так и не поняли, но времени это съедает довольно много. С другой стороны, куда торопиться в Африке?

В Франсвиле мы всё-таки поставили все необходимые штампы, купили сим-карты, заправились и умчались за горизонт – пробиваться через тропики к столице. Солнце опустилось, а вместе с ним растаяли надежды устроить палаточный лагерь на природе, потому что начался горный участок, с крутыми дорогами и полным отсутствием ровных площадок. До самых сумерек мы высматривали хоть какую-то плоскость, но потом сдались. Ночлег нашёлся в одной из ближайших деревень. Гостиница там по африканским меркам была вполне приличной. С кроватями, относительно чистой постелью и древними, но работающими кондиционерами. Во дворе отеля стоял разбитый автомобиль с габонскими номерами. Предыдущий опыт скручивания номеров в Конго не увенчался успехом – они были закреплены намертво. Тут же всё было значительно проще, а мы никуда не торопились. Услышав о моей просьбе, администратор просиял:

— Ну конечно, месье! Берите, не жалко. Это моя машина, а номера я помогу вам снять. Денег не нужно.

Наконец-то я стал обладателем настоящего африканского номера!

Национальный парк «Лопе»

Весь следующий день мы пробирались по узкой дорожке, проложенной среди тропических лесов. Нам всё чаще встречались машины, загруженные лесом – одной из основных статей экспорта страны. Африканский лес всегда в цене. Здесь его рубят и везут в порт Либревиля, откуда морем отправляют заказчикам. По узкой дорожке мы хотим добраться до нацпарка «Лопе». Формально там нельзя останавливаться, но мы знаем, что за этим никто не следит. В программе iOverlander мы присмотрели чудную стоянку с видом на реку Огоуэ. Создатель метки назвал её «пятизвёздочная стоянка». Такими словами настоящие путешественники обычно не разбрасываются и если написано – значит так оно и есть.

Перед въездом в «Лопе» обязательная регистрация. Тут же несколько домов и небольшой магазинчик. Подойдя к его дверям, я начал рассматривать упаковки с водой. Одет я был только в шорты, кепку и шлёпанцы. В голове стоял шум, а земля под ногами от целого дня езды ходила ходуном. Мысли упорно не хотели собираться вместе. Вдруг кто-то нарочито громко заговорил по-французски. Единственное, что автоматически распознавало моё сознание, было слово «запрещено». Пока я пытался рассмотреть упаковки с водой, голос становился всё громче и агрессивнее, мешая сосредоточиться. Подняв глаза, я увидел человека в униформе и погонах, продолжавшего говорить, уже срываясь на крик. В тот момент из-за усталости я даже по-русски едва ли смог бы его понять. Ещё минуту я хлопал глазами пытаясь уловить суть. Оказалось, он возмущался тем, что я без майки. Чтобы остудить пыл орущего мне тоже пришлось повысить голос и использовать крепкие русские выражения, которые вызвали у униформы растерянность. Да и что, собственно, в этом оскорбительного? Не ваши ли предки ещё недавно предпочитали ходить вовсе без одежды? В общем, пока я надевал майку, ко мне выскочил продавец и жестами объяснил, что это очень важный чин, типа главы местной полиции. Тогда, возможно, ему стоило выучить хотя бы несколько слов по-английски...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Олег Янковский Олег Янковский

Правила жизни Олега Янковского

Esquire
Hyperion. Проект внедорожной «эмки» Hyperion. Проект внедорожной «эмки»

При создании Hyperion ни одна из раритетных «эмок» не пострадала

4x4 Club
Что такое «Джа Растафарай», или загадка эфиопских имен Что такое «Джа Растафарай», или загадка эфиопских имен

Откуда взялся «Джа Растафарай» и как устроены эфиопские имена в целом?

Популярная механика
Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne

Стоит ли сейчас покупать Porse Cayenne?

4x4 Club
Картошка как панацея спасения от голода Картошка как панацея спасения от голода

Отрывок из книги Тома Стендейджа «Съедобная история человечества»

СНОБ
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
10 режиссеров, которых открыл ММКФ 10 режиссеров, которых открыл ММКФ

Вспоминаем вклад противоречивого смотра в новейшую историю кино

Esquire
LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил

LADA Vesta SW Cross с АКП: это вам не советские «жигули»

4x4 Club
Образцово-показательная бойня. Почему в Беларуси больше нет законной власти Образцово-показательная бойня. Почему в Беларуси больше нет законной власти

Последствия протестов в Белоруссии могут оказаться катастрофическими

Forbes
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Пожар в тоннеле Пожар в тоннеле

Срочно покиньте опасный участок!

4x4 Club
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Готовим кофе дома: 3 альтернативных способа Готовим кофе дома: 3 альтернативных способа

Три альтернативных способах заварить вкусный кофе дома

Seasons of life
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Эмоцио VS рацио: как найти золотую середину Эмоцио VS рацио: как найти золотую середину

Быть собой, безусловно, важно, но в отношениях необходима мудрость

Psychologies
Range Rover Sport MHEV. Переходная модель эволюции Range Rover Sport MHEV. Переходная модель эволюции

Знакомство с Range Rover Sport MHEV, созданным в угоду экологам

4x4 Club
Будут вам котлеты без мяса Будут вам котлеты без мяса

Отечественное вегетарианское «мясо» в несколько раз дешевле импортного

Эксперт
Просто о сложном. Что такое ШРУС Просто о сложном. Что такое ШРУС

Эти шарниры медленно завоевывали мир

4x4 Club
8 фактов о фильме «Вспомнить всё» 8 фактов о фильме «Вспомнить всё»

Все самое важное и интересное о культовой фантастике от Пола Верховена

Maxim
Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники

Знакомство с новой версией кроссовера

4x4 Club
На церемониальных сосудах инков нашли белила из Европы На церемониальных сосудах инков нашли белила из Европы

Часть белил привозили из Европы, часть — изготавливали из местных пород

N+1
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Примеры для подражания Примеры для подражания

Софико Шеварнадзе, Даня Милохин и «Антиглянец»

Cosmopolitan
Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love

«Девушка года Playboy-2018»: Лидия Пономарева – из Сибири с любовью

Playboy
Тому Форду 59 лет. Вспоминаем факты из его биографии Тому Форду 59 лет. Вспоминаем факты из его биографии

Вспоминаем заслуги Тома Форда и факты из его творческой биографии

GQ
Каждый проект я открываю лично для себя Каждый проект я открываю лично для себя

Известный ресторатор поговорил с нами об автомобилях и докторской колбасе

4x4 Club
Малкович, Бонем Картер и еще 6 актеров, которых прославили роли злодеев Малкович, Бонем Картер и еще 6 актеров, которых прославили роли злодеев

8 артистов, которым лучше всего удаются преступники и монстры

РБК
Масштабное снижение численности насекомых обошло США стороной Масштабное снижение численности насекомых обошло США стороной

Ученые не обнаружили сокращения численности насекомых на территории США

N+1
Конюшни нефтяника, палаты Грозного: малоизвестные места Москвы, которые стоит увидеть Конюшни нефтяника, палаты Грозного: малоизвестные места Москвы, которые стоит увидеть

Малоизвестные места и здания, которые незаслуженно обходят вниманием туристы

Forbes
Открыть в приложении