Собор парижской реставрации
Страшный пожар, едва не уничтоживший главный собор Франции в апреле 2019‑го, давно потушен, но споры о будущем облике собора Парижской Богоматери полыхают вовсю. «Огонек» обратил внимание на последний виток дискуссии, от исхода которой зависит будущее одной из самых узнаваемых черт собора — его знаменитых витражей
В последней главе полемики о реставрации собора Парижской Богоматери точку поставил Елисейский дворец — администрация президента Франции. Произошло это после того, как глава государства лично ознакомился с вердиктом Национальной комиссии по историческому наследию и архитектуре (CNPA).
Напомним: в июле этого года главный архитектор Парижа Филипп Вильнев представил специалистам высшей архитектурной инстанции страны досье на 3 тысячи страниц, в котором благополучно доказал: необходимо вернуть остову (несущей конструкции), крыше и знаменитому готическому шпилю храма исторический облик.
Вердикт значимый. Чтобы представить, что, собственно, было тогда на кону, стоит перечислить ряд наиболее дерзких проектов восстановления исчезнувшей части собора, поступивших от европейских архитекторов. Среди них, в частности, фигурировали такие предложения: заменить готический шпиль на тонкую башню с прожектором, луч которого растворялся бы в небе, на конструкцию из хрусталя с подсветкой в ночное время суток и даже на абстрактную золотую фигуру, которая напоминала бы языки пламени и позволяла бы, таким образом, «запечатлеть» трагический момент в его, собора, истории.
И вот новая глава полемической саги. Ее открыла епархиальная комиссия под руководством парижского архиепископа Мишеля Опети. Пару недель назад в беседе с журналистом газеты Le Parisien ее представитель священник Жиль Друэн озвучил предложение задуматься о том, как бы заменить в соборе витражи XIX века произведениями современных художников. А также дополнить его строгое внутреннее убранство и другими «штрихами современности».
Собор начинается с вешалки?
Больше всего шума, само собой, вызвала идея церковной комиссии заменить на работы современных художников самые «молодые» на данный момент витражи собора. Речь идет о витражах, датированных XIX веком и украшенных ветхозаветными или евангельскими сюжетами, в том числе и Древом Иесеевым (родословием Христа), созданным знаменитым французским художником-витражистом Эдуаром Дидроном. Другое ноу-хау касается интерьера. Речь о том, чтобы установить в соборе Парижской Богоматери дизайнерские скамейки с подсветкой, оборудовать современные гардеробы и туалеты для посетителей.
«Мы ничем себя не ограничиваем» — так подытожил этот набор идей в беседе с журналистами священнослужитель.
Специалисты оценили ситуацию быстро и резко: основные изменения, инициированные комиссией, направлены на ликвидацию последствий самой масштабной реставрации в истории собора, которая протекала под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в 1840–1850‑е годы и отчасти была вдохновлена одноименным романом Виктора Гюго. К слову, эта реставрационная кампания позапрошлого века породила во французском обществе едва ли меньше споров, чем сегодняшняя.
Дело в том, что архитектор не только вернул собору его исторический облик и стер с него следы революционных событий конца XVIII столетия, но и дополнил его башенками, витражами, розетками, шпилем, горгульями и химерами, часть которых восстановлена Виолле-ле-Дюком интуитивно, а другая была просто домыслена в духе эпохи. Будучи не только архитектором, но и теоретиком, Виолле-ле-Дюк так объяснял свою логику: «Реставрировать здание — это не значит его поддерживать, чинить или укреплять прочность его конструкций, это значит его восстанавливать в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». Тому, что такая позиция вызвала (да и продолжает вызывать) споры, можно не удивляться: она и называется «стилистической реставрацией». Но с тем условием, что общий смысл — как у того же Гюго: стремиться к постижению оригинала.