Следите за рукой
На Украине заговорили о том, что экс-президент Петр Порошенко может стать премьер-министром
Политическая реальность на Украине имеет свойство меняться стремительно. На фоне борьбы с эпидемией и под угрозой дефолта в стране случился очередной крутой поворот: возникла новая правящая коалиция и пошли разговоры о том, что Порошенко может стать… премьер-министром.
Всего месяц назад «Огонек» писал о том, что в результате отставки премьера Алексея Гончарука Украина, похоже, легла на курс постепенного ослабления западного лобби во власти (см. материал «Перезагрузка проблем» в № 9). Лишились должностей многие люди, на протяжении долгих лет получавшие финансирование из различных грантовых фондов, вынужден был покинуть пост открыто поддерживаемый США генпрокурор Руслан Рябошапка. Под сомнение (причем лично президентом Владимиром Зеленским!) была поставлена необходимость продолжения медреформы авторства гражданки США Ульяны Супрун, очередной этап которой должен был начаться 1 апреля. Но прошел месяц — и ситуация снова развернулась на 180 градусов.
Заграница нам поможет?
Взаимоотношения с МВФ всегда имели едва ли не ключевое значение в политике Украины. В свое время им даже посвятили отдельную серию знаменитого сериала «Слуга народа», где будущий президент Зеленский сыграл роль внезапно возглавившего государство школьного учителя Голобородько. Киношный национальный лидер, столкнувшись с жесткими требованиями МВФ, ответил на них резким отказом. «Мы не попрошайки и не гастарбайтеры,— заявлял Голобородько устами Зеленского.— Мы красивая, сильная и богатая страна. И то, что сейчас мы лежим на лопатках, не повод ставить нас раком».
Реальность, как это часто бывает, оказалась сложнее киносценария, а президенту Зеленскому довелось говорить о МВФ в совершенно ином тоне. Согласно бюджету на 2020 год, государство должно было выплатить кредиторам около 425 млрд гривен, или около 15 млрд долларов — около трети от всех средств бюджета. Долговые обязательства тяжким грузом висели на ногах финансовой системы Украины, и шансы «выплыть» без получения новых кредитов от МВФ были, мягко говоря, не слишком велики. Но уже по итогам первого квартала выяснилось, что они и вовсе стремятся к нулю. За три неполных месяца в бюджет поступило на 50 млрд гривен (около 2 млрд долларов) меньше, чем было запланировано.
Причин тому было множество. Одни из них имели чисто внутренний характер: спад промышленного производства (на 3 процента в январе — феврале), слишком низкий по сравнению с запланированным курс доллара (из-за чего бюджет получил существенно меньше доходов от импорта). Другие были связаны с глобальными процессами, прежде всего с запущенным пандемией коронавируса глобальным мировым экономическим кризисом.
В марте ситуация усугубилась: для противодействия распространению эпидемии власти приняли жесткие карантинные меры, буквально пустившие под нож целые сферы экономики. Даже относительно оптимистичные прогнозы Минэкономики предсказывают спад ВВП страны по итогам года на уровне 5 процентов (для сравнения, в 2014 году ВВП страны сократился на 6,6 процента). Стало ясно: без помощи МВФ Украине не обойтись. И в МВФ вроде бы были не против помочь. Но на своих условиях.
Кто помогает, тот и диктует
Основными условиями, публично выставленными МВФ, было принятие украинским парламентом двух законопроектов: о продаже земли сельскохозяйственного назначения и о регулировании банковской сферы. С первым все более или менее понятно (напомним лишь, что, согласно опросам, около 60 процентов граждан Украины выступают против продажи сельскохозяйственных земель). О втором же стоит сказать отдельно.