Добро пожаловать в онлайн: должен ли художник быть популярным в интернете
В Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) инфлюэнсером может стать кто угодно: от повара-кондитера до пчелы. Разбираемся, нужна ли такая популярность современному художнику и чем социальные сети могут помочь арт-карьере.
Анонимный уличный художник Бэнкси, который не дает интервью и не раскрывает свою личность, выбрал именно Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) площадкой для собственных заявлений, комментариев и демонстрации работ. За ним наблюдают в социальной сети 8,3 млн пользователей — феноменальное количество фанатов для искусства. На следующих строчках Такаси Мураками, Kaws и Дэмьен Херст. Для некоторых художников, как Мураками, популярность — это часть художественного поп-арта (точнее, нео-попа в случае японского художника) сюжета. У него есть четкая бизнес модель и собственная фабрика Kaikai Kiki Co, которая занимается продюсированием и производством его искусства.
«Искусство сейчас очень популярно само по себе. Уже лет 15. Художники скоро будут, может, не как рок-звезды, но как техно-диджеи точно. Художник — такой же прекрасный миф, как электрогитарист. Машина внимания к искусству запущена и давно работает», — считает Виктор Алимпиев, куратор образовательной программы «Мультимедиа и цифровое искусство» в НИУ ВШЭ, художник, участник Manifesta, Берлинской биеннале, Венецианской биеннале. Последние потребительские отчеты также подтверждают влияние Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на арт-сообщество: согласно Artsy’s 2019 Online Art Collector Report социальные сети были названы одним из самых популярных каналов для коллекционирования произведений искусства. Кроме того, 66% покупателей искусства используют Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и другие социальные сети, чтобы быть в курсе того, что происходит на рынке.
До появления социальных сетей у художника особо не было выбора: нужно было следовать протоптанной многими десятилетиями дорогой — учиться у влиятельных мастеров, участвовать в групповых выставках, добиваться благосклонности одной из галерей, создавать персональную выставку и так далее, пока в один момент, наконец, ты не станешь «известным в узких кругах».
В 2020-м молодые художники с легкостью «режут путь» с помощью прямого контакта с аудиторией. Становясь инфлюэнсером и следуя идеологиям Энди Уорхола и Марселя Дюшана, они переосмысливают роль «художника-энтерпренера», используя силу общественного мнения в социальных сетях, чтобы показать ценность своих произведений. По мнению Виктора Алимпиева, коммерциализация — это хорошо, и она не имеет никакой обратной стороны. Коммерческая популярность и популярность в интернете никак не могут навредить художнику.
«Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сыграл большую роль в том, как коммерческое искусство изменило вектор за последние пять лет. Меняется человеческое общение: многое текстуальное и вербальное заменяется визуальным. Мы общаемся мемами, смайликами и эмоджи. Благодаря Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и другим сервисам художнику стало легче самопродвигаться. Сейчас художник может промоутировать себя сам, потому что это стало очень дешево и доступно», — вторит Марина Бобылева, шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф».