Шахматный партер
Важнейшим из искусств для нас теперь является шахматная рассадка: кинозалы и театры получили первые рекомендации о соблюдении мер социального дистанцирования. За этим решением проступают контуры экономического переустройства государственных учреждений культуры — и возможные варианты оптимизации отрасли.
Выражение «рассадка в шахматном порядке» (ее повторила и министр культуры Ольга Любимова, выступая на прошлой неделе в эфире «Первого канала»), стало общепринятым. Между тем логичнее, конечно, назвать этот принцип не шахматным, а шашечным (шахматные фигуры строятся в ряд, а не через клетку). Но идея понятна — зрители должны занимать места в зале через одного. «У нас культура теперь будет через одно место…» — популярная шутка в театральной среде. Новые меры социального дистанцирования коснутся в том числе и музеев. Директор музея-усадьбы «Абрамцево» Елена Воронина замечает: «Если будут действовать ограничения “один человек на 20 кв. м”, то по комнатам усадьбы экскурсию получится провести только для одного человека».
Вот такое кино
Но в первую очередь ограничения коснутся кинотеатров и театров. Казалось бы, какая разница — и там, и там залы, но на самом деле это разные вещи. Большинство кинотеатров в стране (70 процентов) — частные. Решение ударит по бизнесу, безусловно, но это риски самих владельцев. «Рекомендации — это одно, правила, подкрепленные законом и грозящие ответственностью,— это другое,— говорит один из владельцев кинотеатров, пожелавший остаться неизвестным.— Кинотеатры все разные. Где-то кресла стоят рядами, а где-то диваны, где-то пуфики и даже кровати. Подождем рекомендаций Роскомнадзора и тогда уже примем решение».
По словам председателя ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, новость уже обсуждается в кинотеатральном сообществе, но никаких решений пока не принято. Консолидированная позиция бизнеса — продавать на сеансы 50 процентов билетов, рассаживать людей с учетом дистанции, за исключением членов семей и проживающих вместе. «Глупо рассаживать семью, которая и так два месяца провела на карантине. Скорее, зрители должны сами выбирать места с учетом социальной дистанции»,— говорит Березин. Фактически в российских кинотеатрах и так почти никогда не бывает полных залов, так что новые правила мало что изменят в смысле прибыли. Но кинотеатры зарабатывают не на продаже билетов, а на желании людей «хорошо провести время» — на покупке еды и напитков, грубо говоря; а новые ограничения ставят крест на самой «атмосфере развлечения». Ограничения ударят в первую очередь по «компаниям друзей», которые являются самыми выгодными с точки зрения бизнеса посетителями кинотеатров. Поэтому кинотеатры не спешат открываться. Например, в релизе кинокомплекса «Мираж Синема» (Псков) сообщают, что вернутся к работе, «когда будет организован не только безопасный кинопоказ, но и безопасная работа наших кинобаров и бистро. Мы работаем, чтобы дарить гостям эмоции, но наша работа должна быть рентабельной и окупать расходы на функционирование наших киноцентров». В переводе на русский это означает: нам выгоднее подождать, пока все вернется к прежнему порядку, чем играть по новым правилам.
Взять да и укрупнить
Что же до академических театров, большинство из которых финансируется государством (около 600), они не могут «не открыться» (предположительно в сентябре) и вынуждены будут соблюдать принцип социального дистанцирования. Опытные «шахматисты» — те, кто умеет считать больше, чем на один ход вперед,— мгновенно поняли, что означают новые рекомендации для существования отрасли. «Заполняемость зала» была одним из основных критериев оценки «эффективности театра» (экс-министр культуры Владимир Мединский очень гордился этим параметром). Но даже при соблюдении этого параметра большинство театров в стране были убыточными, что уж говорить теперь. Таким образом, государству опять придется оплачивать всю махину бюджетной культуры. Конечно, театры не закроют и артистов не уволят — это вопрос уже политический, а не экономический. Но государство вынуждено будет компенсировать расходы на театр другими способами. «Экономика того или иного театра будет отдельно прорабатываться у нас в департаменте»,— министр культуры Ольга Любимова во время своего телевыступления ограничилась одной туманной фразой. Словом, пугающее всякого культработника слово «оптимизация» опять замаячило перед глазами. Во второй