Помощь рядом
В России каждый третий человек хотя бы раз в месяц пользуется виртуальным помощником. CEO SberDevices Константин Круглов рассказал GQ, куда это нас приведет.
В последние годы Сбер сильно диверсифицирует свои практики и помимо банкинга занимается в том числе разработкой умных устройств. Сегодня их уже четыре: от ТВ‑приставки до мультифункционального SberPortal, и на борту каждого — по виртуальному ассистенту. Но прежде чем поговорить с ними, мы задали волнующие вопросы о будущем искусственного интеллекта Константину Круглову, старшему вице-президенту по новым цифровым поверхностям Сбербанка, CEO SberDevices.
GQ Заменят ли нам виртуальные помощники общение с живыми людьми?
КОНСТАНТИН КРУГЛОВ: Они уже заменяют живое общение. Например, немало диалогов, которые ведутся с нашими ассистентами, длятся по 30 минут. Разговор максимальной продолжительности на данный момент — 150 реплик со стороны пользователя. Мы видим развитие виртуальных помощников в двух измерениях: полезность и эмпатичность. Думаю, все ассистенты будут прокачиваться по оси эмпатичности. Это нужно для того, чтобы они могли не только включить фильм и рассказать о погоде, но и поддержать вас в трудные моменты, похвалить, подбодрить, оценить. У виртуальных ассистентов есть огромный потенциал, чтобы стать не только помощником, но и другом.
А если этот новый друг осознает себя человеком?
Для меня интеллект и сознание — это две разные вещи. Интеллект можно сделать искусственным, а состояние психики и поведение человека проэмулировать. Но самосознание — это нераскрытая тайна. Мы не знаем, что это такое, как в физических объектах зарождается осознанность. Говорят, что искусственный интеллект заменит человека, но этого, конечно, не произойдет. Искусственный интеллект — это не про сознание. Это инструмент. Много разговоров ведется о том, насколько он может быть опасен. Но молоток тоже потенциально опасен. Если применять ИИ по назначению, он окажется мегаполезен. Что-то похожее произошло, например, с атомной