С мышкой наперевес
Самое массовое мероприятие в наши ковидные времена состоялось в октябре на футбольном стадионе «Пудун» в Шанхае — чемпионат мира по игре «Лига легенд». Цифровой спорт набирает обороты. Кто такие киберспортсмены и почему миллионы людей готовы часами смотреть трансляции видеоигр, узнал «Огонек»
Киберспорт — это спорт, официально Россия заявила об этом дважды, в 2001 и 2016 годах. Легитимным на государственном уровне геймерство признали в США, Западной Европе, Индии, Мексике и странах СНГ. И это неудивительно: цифровая среда просочилась в повседневную жизнь, будни и праздники мы проводим с гаджетами и перед экранами мониторов. Изолированная от внешнего мира молодежь еще глубже погрузилась в виртуальные миры и видеоигры.
Футбольный стадион «Пудун» в Шанхае на 40 тысяч зрителей первым в ковидной истории принял массовое мероприятие в октябре этого года. Заявки на чемпионат мира по игре «Лига легенд» (League of Legends — боевая онлайн-арена.— «О») прислали 3 млн человек, однако шахматная рассадка позволила выделить всего 6 тысяч зрительских мест. Организаторы приняли решение разыграть билеты, но только среди игроков 30‑го уровня и выше. Вход — твое собственное лицо, никаких бумажных и электронных билетов, идентификация через биометрическую систему распознавания.
В зрительном зале соблюдают масочный режим строго и китайцы, и иностранные гости, высидевшие двухнедельный карантин в гостиницах. Посреди стадиона — арена с гигантскими экранами, на ней компьютерные столы.
За приз в 2 млн долларов бьются корейцы и китайцы, две команды по пять человек. Единственная команда из СНГ выбыла задолго до финала, хотя и наши команды прочно держатся в топ-10 мировых рейтингов. Звезды киберспорта — ребята стеснительные, выходят на сцену робко, минута славы для них дело явно непривычное, а оттого еще более волнующее. Ни форма, ни бутсы им не нужны, для этой битвы достаточно наушников, мышки и мощного компьютера. Как и в большом спорте, за кадром работают киберспортивные комментаторы, однако оценить накал страстей вряд ли получится без специальной подготовки — трансляция ведется на «лытдыбрском» языке, когда вроде бы по-русски, но ничего не понятно: «Еще одна попытка своровать дракона… ударной волны нет, опасная ситуация. Да-а-а-! У него есть уничтожитель. Улучшенный ботинок и золото! На 7‑й минуте опасный момент… три убийства получил игрок, противник уже давит на нижней линии. 0:3».
— Киберспортивный язык действительно специфический, здесь, чтобы комментировать, нужно самому играть на достаточно серьезном уровне,— говорит Мила Алиева, комментатор RuHub,— у меня до 10 часов эфирного времени в сутки, я постоянно разговариваю, и это непростой труд. Но и оплачивается наша работа хорошо. Зарплата зависит от профессиональных качеств, медийности, количества подписчиков, способности привлечь аудиторию каналов и соцсетей на трансляции. Эфиры смотрит много школьников, подростков, реже людей постарше, примерно до 35 лет. В онлайн заходят сотни тысяч человек, особенно волнуешься, когда комментируешь на стадионе для русскоязычной аудитории, тебя не только слушают, но и смотрят, нужно всегда быть на позитиве и хорошо выглядеть. В киберспорт я пришла поздно по меркам этого бизнеса, мне было 20 лет. Мои близкие, как и большинство родителей, с недоверием восприняли увлечение играми и сказали: «Ты занимаешься просто ерундой». Классическая реакция на многочасовое сидение ребенка за компьютером: «Сходи погуляй, уже синяки под глазами, глупости все эти игры, как они тебя в жизни кормить будут?» И вот тут очень тонкий момент, когда ребенка нужно поддержать, узнать, что он там делает за компьютером, что ему интересно, какие у него увлечения. Если это просто отдых и уход от реальности, то само пройдет, а если, возможно, с этим будет связана профессия, то лучше вовремя поддержать.
«Новый черный»
Для детей эпохи цифровизации («зеты», поколение Z) киберспорт, как сейчас говорят, «новый черный» — суперхит, неотъемлемая часть жизни. Это максимально комфортная среда, где можно получить сильные эмоции, найти единомышленников, интересно провести время. Самые предприимчивые находят в этом новые возможности — выбраться из своего городка в столицу, стать лучшим игроком киберспортивного клуба и зарабатывать суммы, которые нам, простым смертным, даже не снились.
Социальный лифт в киберспорте работает безотказно. Вверх по карьерной лестнице — задача здесь быстрореализуемая и вполне достижимая. Но, как и в любом профессиональном спорте, придется ежедневно тренироваться по 8–10 часов. В отличие от шоу-бизнеса и блогерства, где нужны большие бюджеты для раскрутки, подкрепленные прочными связями, для киберспорта характерна прозрачная система рейтинга внутри игры, которую не получится обмануть с помощью влиятельного дядюшки и алгоритмов. Получив высокий рейтинг, игрок становится интересен киберспортивным клубам, которые выкупают его для контрактной работы. Расслабился и потерял форму — вышел из состава, так как главная задача клуба — побеждать.
— Да, это самая настоящая работа, игрок получает зарплату и призовые с турниров,— рассказывает Ксения Вартанова, PR-менеджер Virtus.pro.— Самый юный игрок находится в нашем клубе прямо сейчас, это Кирилл Гришин из Брянской области, ему 15 лет, и он уже один из самых лучших киберспортсменов СНГ в своей дисциплине. Самому взрослому, Олжасу Батырбекову, на момент ухода из команды исполнился 31 год. У нас несколько составов по разным дисциплинам: Dota 2, CS:GO, Fortnite и Rainbow Six Siege. Выбор дисциплин обусловлен популярностью. Например, Dota 2 и CS:GO — одни из самых распространенных в России и СНГ. Fortnite всего за несколько лет стала одной из самых популярных игр в мире, Rainbow Six Siege пользуется большим успехом в Бразилии и во Франции.