Дефицит железнодорожных колес в России может смениться профицитом

ЭкспертБизнес

Вагоны поедут на своих

Дефицит железнодорожных колес в России может смениться профицитом. На рынок давят рост их производства и сокращение потребления.

Сергей Куликов

Отечественные производители готовы с лихвой обеспечить любые потребности колесного рынка. Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС

Антидемпинговая пошлина в 34,22%, введенная в 2016 году Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в отношении железнодорожных колес из Украины, прекратила свое действие 22 января. Однако долго радоваться ее отмене и ожидаемому снижению цен отечественным операторам железнодорожных перевозок не пришлось. Правительственным постановлением с февраля введен полный запрет на поставку ряда видов железнодорожной продукции. Как отмечается в документе, под ограничения попали заготовки колес, сами колеса, колесные пары диаметром 710 мм и более. А также крупное литье, используемое в производстве вагонов: боковые рамы и надрессорные балки.

В итоге отечественные производители железнодорожного литья и колес получили стимул для развития собственного производства, а перевозчики — повод для раздумий о перспективах рынка.

Сделай сам

«Минпромторг не ждет дефицита этих видов продукции и критического роста цен», — сообщили в ведомстве, комментируя решение о закрытии российского рынка от импорта. Возможно, поводом для таких заявлений служат планы российских производителей увеличить мощности для выпуска цельнокатаных железнодорожных колес.

Сегодня в России на имеющихся мощностях можно выпускать порядка полутора миллионов штук железнодорожных колес. Основных производителей два. Первый — Объединенная металлургическая компания (ОМК), которая на своем Выксунском заводе способна в год произвести до 950 тыс. штук. Второй — «Евраз», производственная площадка — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК, Свердловская область), где выпускается до 500 тыс. колес. Плюс на российском рынке по-прежнему присутствует компания «Проммашкомплект» (Казахстан, входит в ЕАЭС), которая может поставлять на него до 250 тыс. колес. Всего этого достаточно для удовлетворения даже пикового спроса, который наблюдался в 2019 году, когда закончились «бэушные» колеса, заполонившие рынок после массового списания старых вагонов.

Такая ситуация не повторится, уверяют производители, ссылаясь на собственные планы наращивания мощностей.

Компания «Аллегро», созданная «Евразом» и промышленной группой «Рейл Сервис», начала строить завод по производству железнодорожных колес на территории ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). Объем инвестиций в предприятие мощностью 200 тыс. колес в год (с возможностью увеличения до 300 тыс.) составит около 16 млрд рублей. Ожидается, что производство начнется уже в начале 2023 года. Этот завод будет работать в связке с НТМК, который будет поставлять ему стальную заготовку.

«Прописка» в Титановой долине дает совместному предприятию ряд налоговых льгот, что, в свою очередь, скажется на себестоимости продукции. «Евразу» и его партнеру это может позволить регулировать выпуск колес: при снижении рынка сокращать их производство на площадке НТМК и увеличивать на предприятии в ОЭЗ.

Еще более амбициозные планы обнародовала в марте прошлого года компания «Новотранс». Она собиралась построить в Кузбассе крупнейшее за Уралом производство колес для грузовых вагонов. Предполагалось, что мощность предприятия составит 400 тыс. единиц продукции в год, а на его финансирование в общей сложности будет направлено около 30 млрд рублей, поскольку проект включал в себя не только это производство, но и угольный разрез, ТЭЦ и металлургический комплекс. Впрочем, на вопрос «Эксперта», изменились ли планы компании в отношении этого проекта и будет ли он в принципе реализован, в компании не смогли оперативно ответить.

Что касается ОМК, то здесь «Эксперту» сообщили, что компания предполагает сосредоточиться на разработке новых видов колес, в том числе для скоростных поездов. Кроме того, компания в ближайшие годы планирует заменить изношенное пиковыми нагрузками прежних лет оборудование колесопрокатного цеха на Выксунском заводе.

По данным анализа российского рынка стальных цельнокатаных колес на период 2020–2025 годов, проведенного Минпромторгом совместно с Минтрансом и ФАС, объем потребления стальных колес отечественными предприятиями прогнозируется на уровне 1045–1250 тыс. штук в год. По прогнозам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), минимальный спрос на колеса с учетом волн пандемии прогнозируется в 2023 году. «То есть к моменту запуска активного производства на новой площадке “Евраза” и партнеров рынок пойдет в рост, — считает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. — Восстановление спроса до объемов рекордного 2019 года произойдет не ранее 2025–2026 годов, и происходить это будет циклично».

При текущих условиях профицит на рынке ж/д колес в 2021 г. будет составлять до 430 тыс. шт., или 22% предложения

Почем повезем

Представители производителей колес уверены, что никакого осложнения ситуации не произойдет. Сейчас, по их мнению, продолжается охлаждение рынка и плавно снижается спрос по отношению к предыдущему периоду. Как следствие, идет и последовательное снижение цены.

В отличие от производителей операторы рынка железнодорожных грузоперевозок настроены не столь оптимистично и сомневаются в том, что полный запрет на ввоз колес даст положительный эффект. «Сейчас цена на рынке перегрета, к этому привел дефицит цельнокатаных колес, который начался в 2018 году и сохранялся вплоть начала 2020-го, причем стоимость запчастей за этот период выросла более чем в три раза, — сообщили “Эксперту” представители одной из компаний-операторов на условиях анонимности. — Любое новое ограничение может вновь привести к дефициту цельноката и к снижению конкурентоспособности этого рынка». По мнению нашего собеседника, в условиях профицита вагонов на рынке железнодорожных грузоперевозок вопрос стоимости их эксплуатации стоит особенно остро. Грузовладельцы снижают затраты на перевозки, при этом расходы на запчасти остаются высокими. В итоге снижается доходность оперирования подвижным составом.

Роста цен опасаются и вагоностроители. «Введение запрета в первую очередь может повлиять на цену цельнокатаных колес на внутреннем рынке, — считает исполнительный директор союза “Объединение вагоностроителей” Евгений Семенов. — Достаточно вспомнить период действия антидемпинговой пошлины». Так, на российском рынке в период с апреля 2018-го по август 2019 года произошел более чем двукратный рост цен на цельнокатаные колеса: с 35–40 тысяч до 100–105 тысяч рублей за единицу без учета НДС. Это удорожание, считает Евгений Семенов, не соотносится ни с ростом инфляции, ни с ростом тарифов естественных монополий и мировыми ценами на «цельнокат». Оно не только спровоцировало увеличение себестоимости производства новых грузовых вагонов (почти на 500 тыс. рублей на вагон), но и вызвало значительный рост транспортных расходов конечных потребителей вагоностроения — операторских компаний и грузоотправителей.

Но если говорить о дефиците цельнокатаных колес, то с учетом наблюдаемого падения производства грузовых вагонов (почти на треть в январе 2021 года), такая ситуация нам не грозит. В начале этого года союз «Объединение вагоностроителей» подготовил прогноз баланса спроса и предложения на цельнокатаные колеса, на основе которого сделал вывод, что в ближайшие дватри года дефицита не будет. Напротив, наблюдается значительный профицит предложения над спросом.

«Пока ситуация стабильна, — отмечает Евгений Семенов. — Производственных мощностей российских заводов достаточно, чтобы покрыть потребности не только вагоностроительного, но и вагоноремонтного комплекса страны. В связи со снижением спроса на цельнокатаные колеса, вызванного спадом производства подвижного состава, цены стабилизировались и намечаются тенденции на установление справедливых рыночных цен». Однако он не исключает, что после введения запрета ситуация действительно может измениться и цены могут в очередной раз неконтролируемо пойти вверх.

В связи с этим «Объединение вагоностроителей» предлагает свое решение проблемы. Во-первых, утвердить методику справедливой цены на цельнокатаные колеса. Во-вторых, ввести государственное регулирование цен отечественных производителей цельнокатаных колес, занимающих доминирующее положение на рынке. В-третьих, разработать и реализовать меры господдержки предприятий железнодорожного машиностроения. Например, в виде субсидирования дополнительных затрат на закупку цельнокатаных колес у внутренних производителей.

Исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП) Дмитрий Лосев считает, что реализация проектов по увеличению мощностей окажет положительное влияние и на смежные отрасли, что в конечном счете позволит обеспечить дополнительные рабочие места, увеличить поступление финансовых средств в бюджет и повысить валовой внутренний продукт страны. «Это позволит обеспечить потребителей продукцией в необходимом объеме даже при росте объема вагоностроения и вагоноремонта», — считает он.

Впрочем, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать роста производства новых вагонов: как говорят участники рынка, сегодня в России самый молодой вагонный парк в Европе. И этот парк ездит на новых колесах — в стране опять-таки самое большое в Европе количество новых колес в колесных парах. Так что в течение ближайших десяти лет дефицита колес не будет, тех, что есть, достаточно. Тем более что они железные.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пора идти в науку Пора идти в науку

Спроса на инновации у нас по-прежнему почти нет

Эксперт
«Рана» Оксаны Васякиной — роман о любви и нелюбви. Публикуем его фрагмент «Рана» Оксаны Васякиной — роман о любви и нелюбви. Публикуем его фрагмент

Отрывок из умного и эмоционально насыщенного романа о любви от Оксаны Васякиной

Esquire
Полстейка для России Полстейка для России

России, несмотря на кризис, в дефиците самый дорогой вид мяса — говядина

Эксперт
Клатч у груди и вибратор в сумочке: что скрывала леди Диана — 6 тайн принцессы Клатч у груди и вибратор в сумочке: что скрывала леди Диана — 6 тайн принцессы

Вспоминаем самые странные привычки принцессы Дианы и раскрываем их тайный смысл

Cosmopolitan
Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
Можно погромче? Можно погромче?

Интервью с экстравагантной французской актрисой Адель Экзаркопулос

Grazia
Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

Эксперт
Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы» Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы»

Что останется в «Кавказской пленнице», если привести ее в политкорректный вид?

Maxim
Поедем на водороде Поедем на водороде

Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

Эксперт
Анализ: Сила притяжения Анализ: Сила притяжения

Мы связаны с другими

Psychologies
Время на скорость не равно пути Время на скорость не равно пути

Транспортная доступность Белгородской и Иркутской областей

Эксперт
Сооснователь «Моторики»: «Если сравнивать рынок запчастей для киборгов с рынком смартфонов, то сейчас мы в 1990-х» Сооснователь «Моторики»: «Если сравнивать рынок запчастей для киборгов с рынком смартфонов, то сейчас мы в 1990-х»

Василий Хлебников — о протезах рук, аналитике по их использованию и медтехе

VC.RU
Брендовая перезагрузка Брендовая перезагрузка

Теперь конкуренция производителей и торговых сетей за потребителей усилится

Эксперт
13,5 важнейших революций 13,5 важнейших революций

Краткий обзор революций, перевернувших мир

Maxim
Экстремальное сжатие силиката магния помогло воссоздать условия земной мантии Экстремальное сжатие силиката магния помогло воссоздать условия земной мантии

Ученым понадобилось сжать силикат магния, чтобы смоделировать мантию планеты

N+1
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
Миллиардер Рубен Варданян инвестировал в сервис знакомств на основе ИИ iris Dating Миллиардер Рубен Варданян инвестировал в сервис знакомств на основе ИИ iris Dating

Бизнесмен Рубен Варданян стал акционером сервиса для знакомств iris Dating

Forbes
Анастасия Миронова Анастасия Миронова

Наша муза и блогер-феномен Анастасия Миронова построила бизнес-империю

Собака.ru
Что такое нестбоксинг Что такое нестбоксинг

Люди помогают дуплогнездникам поселиться в крепком и надежном дуплоне

Наука
Как правильно ругаться в соцсетях, чтобы не нарушить закон о мате Как правильно ругаться в соцсетях, чтобы не нарушить закон о мате

Распространённые примеры, которые позволят тебе ругаться как аристократу

Maxim
«Экономист под прикрытием. Почему возникают пробки, кофе стоит дорого и невозможно найти хорошую подержанную машину» «Экономист под прикрытием. Почему возникают пробки, кофе стоит дорого и невозможно найти хорошую подержанную машину»

Как водители влияют на окружающих?

N+1
Как научиться высыпаться Как научиться высыпаться

Хочешь хорошо выспаться?

Maxim
Бьюти-гаджеты Бьюти-гаджеты

Разбираемся в популярных девайсах для лица

Лиза
Свидание без алкоголя – это нормально Свидание без алкоголя – это нормально

Что делать на свидании, если вы не пьете алкоголь?

GQ
Выбирай себя любой Выбирай себя любой

Сегодня быть собой хорошо как никогда

Cosmopolitan
Мощные ледниковые щиты за последние 150 тысяч лет дважды опреснили Северный Ледовитый океан Мощные ледниковые щиты за последние 150 тысяч лет дважды опреснили Северный Ледовитый океан

Арктика превращается в изолированный пресноводный резервуар

N+1
20 забавных фактов о пингвинах 20 забавных фактов о пингвинах

20 фактов об одних из самых обаятельных существах на Земле

Популярная механика
Клиенты, сервисы, безопасность: опыт ВТБ в преодолении последствий пандемии Клиенты, сервисы, безопасность: опыт ВТБ в преодолении последствий пандемии

Для банковского рынка и его клиентов 2020 год оказался неплохим

Forbes
Джентльмен в деталях: почему Кларк Гейбл безупречно выглядел — в костюме и не только Джентльмен в деталях: почему Кларк Гейбл безупречно выглядел — в костюме и не только

Кларк Гейбл одевался как образцовый джентльмен, а секрет его стиля был в деталях

Esquire
Владимир Мухин: «Не думаю, что цены в Krasota чрезмерно высоки. Все-таки дегустационный сет – это не просто 13 курсов вкусной еды, а целый год творческой работы» Владимир Мухин: «Не думаю, что цены в Krasota чрезмерно высоки. Все-таки дегустационный сет – это не просто 13 курсов вкусной еды, а целый год творческой работы»

Герой этого номера GRAZIA – пожалуй, самый известный российский шеф-повар

Grazia
Открыть в приложении