Обрушение виадука Моранди в Генуе вызвало бурю негодования в Италии

ОгонёкОбщество

Разбор завалов

Обрушение виадука Моранди в Генуе унесло жизни десятков людей и вызвало бурю негодования в Италии. Ощущение такое, что под обломками преднапряженного бетона, которым увлекался модный инженер, вся страна

Елена Пушкарская, Рим

После трагедии в Генуе министр транспорта объявил срочную проверку на предмет безопасности всех транспортных инфраструктур Италии. Фото Reuter

Итальянцы любят называть себя нацией поэтов, путешественников, артистов. К этому списку мне всегда хотелось добавить — а также дорожных инженеров и архитекторов, проложивших в 1960–1980-е годы вдоль и поперек Апеннин сеть скоростных автострад. Если кто не видел, напомню: добрая половина этих магистралей состоит из тоннелей и виадуков, а возможность полюбоваться изяществом и инженерной смелостью конструкций для меня лично — важнейшая часть путешествий по Италии. Таким был и паривший над Генуей километровый мост, прозванный Бруклинским за размах и внешнее сходство с оригиналом. Он был построен в 1967 году — во времена экономического бума и надежд на светлое будущее, что находило воплощение в том числе и в инженерно-архитектурных новациях.

Проектировщик Риккардо Моранди, как и многие его коллеги-шестидесятники, ставил на упрощенные конструкции, иными словами, увлекался новыми материалами и свято верил в железобетон. Ну а балки из преднапряженного бетона (предварительно напряженный железобетон (ПНЖБ) — стройматериал, предназначенный для преодоления неспособности бетона сопротивляться значительным растягивающим напряжениям), которые выполняют функции поддерживающих мост вант (их Моранди широко применял вместо привычных тросов), и вовсе стали запатентованным ноу-хау. Революционная по тем временам технология позволяла перекрывать большие пролеты, что делало конструкцию особо эффектной.

Словом, в заказах отбоя не было — инженер возводил мосты и виадуки в Канаде, Ливии, Колумбии, Венесуэле, не говоря уже об Италии. Вот только со временем стало выясняться, что с революционной технологией не все благополучно. Первым звоночком стало случившееся в 1964-м частичное обрушение построенного по проекту Моранди моста над озером Маракайбо в Венесуэле. И хотя это произошло из-за того, что в поддерживающую мост балку врезалось судно, власти настояли на том, чтобы заменить железобетонную конструкцию на стальную. Из-за проблем с безопасностью эксплуатации были закрыты и другие виадуки, построенные по технологии Моранди. В 2017-м было запрещено движение по гигантскому железобетонному виадуку, соединяющему сицилийские города Агридженто и Порто Эмпедолче. Даже в Ливии, где, как нам рассказывают, царит безвластие и хаос, у властей хватило воли и компетентности, чтобы в октябре 2017-го запретить движение по мосту, построенному Моранди над Вади эль Куф.

В общем, о том, что технология итальянского проектировщика эффектна, но ненадежна, а мосты такого типа страдают от быстрого износа материалов, было известно. Знали об этом и те, в чьей компетенции находился рухнувший 14 августа виадук в Генуе. Неслучайно в последние годы работы по укреплению его фундамента и опор практически не прекращались.

— Мост нуждался в постоянных поддерживающих работах из-за коррозии металла, что было следствием крайне неудачной технологии, используемой Моранди, — объяснил «Огоньку» профессор Генуэзского университета, один из ведущих итальянских специалистов по железобетонным конструкциям инженер Антонио Бренчич. По словам эксперта, два года назад он уже предлагал снести этот опасный виадук. Но к его словам не прислушались. Добивался запрета на эксплуатацию и инженер Саверио Феррари, в свое время принимавший участие в сооружении моста Моранди в Генуе.

— На объекте, особенно на том его участке, который рухнул, вовсю чувствовалась вибрация дорожного полотна,— сообщил он «Огоньку».— Я заявил об этом в надлежащие структуры, но получил формальный ответ.

«Причин для беспокойства нет»

Увы, об этих тревожных симптомах никто не сообщил водителям 33 автомобилей, которые в полдень 14 августа оказались на виадуке Моранди. В тот предшествовавший летнему празднику Феррагоста день машин могло быть гораздо больше, но дождь отпугнул любителей пляжей, на которые ведет съезд с моста. Итог трагедии — 41 погибший, среди них четверо детей. Те, кто чудом уцелел, сумев выбраться из не доехавших до роковой черты автомобилей, долго были в состоянии шока.

Не менее 600 человек остались без крова: виадук проходил над домами, построенными до его возведения, и их жители также давно высказывали беспокойство опасным соседством, жаловались на вибрацию и на летящие в их окна осколки бетона. Из опубликованного уже после трагедии протокола состоявшейся 18 июля (за месяц до трагедии) встречи жильцов квартала с Мауро Моретти, ответственным за поддерживающие работы в компании Autostrade per Italia (именно она эксплуатирует проложенную по мосту автодорогу), известно, что представитель компании заверил жильцов: «Наблюдения за мостом ведутся 24 часа в сутки, и для беспокойства нет причин».

Теперь выясняется, что причины все-таки были. Еженедельник Espresso опубликовал другой протокол — заседания комиссии, состоящей из техников обслуживающей мост компании и представителей госструктур, надзирающих за ее работой (оно состоялось 1 февраля 2018‑го). Из документа следует, что подписавшие его специалисты отдавали себе отчет в значительном коррозийном износе 9-го пилона моста, из-за разрушения которого, по одной из версий, и произошло обрушение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Исчезновение Исчезновение

Год пустых улиц, захваченных курьерами. Год виртуальной работы

Огонёк
Тайный смысл симметрии: зачем она нужна и на что влияет? Тайный смысл симметрии: зачем она нужна и на что влияет?

Как симметрия и асимметрия влияют на нашу жизнь

Cosmopolitan
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018 Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018

100 лучших фантастических книг на 2018 год

Мир Фантастики
Тропический калейдоскоп Тропический калейдоскоп

Куба — тропический рай с удивительными и необычными животными-экзотами

Наука и жизнь
В Москве пройдет рэп-фестиваль Rhymes Show В Москве пройдет рэп-фестиваль Rhymes Show

Вторая часть музыкального фестиваля Rhymes Show пройдет 18 августа в Москве

Cosmopolitan
Читала мир как Роман Читала мир как Роман

Интервью с режиссером Ро­ма­ном Ка­ри­мо­вым

Glamour
Коварный поцелуй Коварный поцелуй

Ученые подсчитали, что во время поцелуев передается около 500 вирусов и бактерий

Лиза
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
В потоке В потоке

Самые интересные новинки дизайна мебели и оборудования для ванных комнат

SALON-Interior
Под гнетом роботов. Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса Под гнетом роботов. Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса

Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса

Forbes
Люди — огонь! Люди — огонь!

Литейная мастерская — место для неподготовленного человека сложное

Seasons of life
Что вам нужно знать про Ариану Гранде Что вам нужно знать про Ариану Гранде

Откровенные клипы, 126 миллионов подписчиков в инстаграме

GQ
Лето, прощай! Лето, прощай!

Как подготовить сад к осеннему сезону

Домашний Очаг
Ваша беременность: 15 советов молодых мам Ваша беременность: 15 советов молодых мам

Иногда нужная информация может за считанные минуты изменить жизнь к лучшему

Домашний Очаг
Воздушно-капельным путем Воздушно-капельным путем

Эффективна ли гомеопатия и натуропатия?

Добрые советы
Столпились на платформе Столпились на платформе

Инвесторы продолжают вкладываться в бизнес через краудфандинговые платформы

Эксперт
25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ 25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ

Летом можно позволить себе отойти от привычных классических вариантов маникюра

Cosmopolitan
Любо–дорого Любо–дорого

Рецепт респектабельного интерьера от AB Architects

SALON-Interior
В доме, где резной палисад В доме, где резной палисад

Вологда. Уютный городок, с любовью хранящий свою историю

АвтоМир
«Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга «Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга

Виктор Вексельберг — о деньгах, источнике удовольствия и справедливости

Forbes
Большие мальчики Большие мальчики

Ford Explorer и Kia Sorento Prime. Сравнительный тест

АвтоМир
«Наденьте на ребенка шапочку!»: что говорят молодым родителям первые встречные? «Наденьте на ребенка шапочку!»: что говорят молодым родителям первые встречные?

Что говорят чужие люди матерям и отцам с детьми?

Psychologies
Fashion-бунт: 5 брендов, которые меняют представление о моде Fashion-бунт: 5 брендов, которые меняют представление о моде

Топ-5 нетипичных модных брендов со свежим видением

Cosmopolitan
Краснеть не придется Краснеть не придется

Как вер­нуть ли­цу ров­ный тон и здо­ро­вый вид после солнца

Glamour
Мама дорогая Мама дорогая

Как Свет­ла­на Ло­бо­да превратилась в главную певицу страны

GQ
Контакт | Разговор с создателями мультсериала «Город героев: Новая история» Контакт | Разговор с создателями мультсериала «Город героев: Новая история»

Разговор с создателями мультсериала «Город героев: Новая история»

Мир Фантастики
Письмо главного редактора: «Американские боги» Письмо главного редактора: «Американские боги»

Письмо главного редактора: «Американские боги»

Maxim
Парк искусств Парк искусств

Новый дом галериста Майкла Хью-Уильямса в Оксфордшире

AD
70 лет приключений 70 лет приключений

Семьдесят лет весь мир следит за приключениями внедорожников фирмы Land Rover

АвтоМир
Открыть в приложении