Шлифовщик хрусталя и другие необычные профессии на фронтах Второй мировой
Конечно, на фронте встречались всякие журналисты, артисты да музыканты, но были и совсем удивительные профессии.
Монтёр аэростата
В военных кинохрониках, показывающих блокадный Ленинград или обороняющуюся Москву, обязательно будут кадры с висящими над городом аэростатами заграждения. Но наиболее массово это «водородное оружие» использовали над своими городами британцы: именно они из всех союзников по антигитлеровской коалиции больше всего подвергались вражеским бомбардировкам.
Как ни странно, но не так уж и мало вражеских самолетов было повреждено или вовсе уничтожено при столкновении с аэростатами, тросами (к которым они были привязаны) и минами, подвешенными к ним. Это «тихое оружие» обслуживали монтеры аэростатов. В Красной Армии на каждый пост, запускавший два аэростата, полагался один специалист, 10 рядовых, помогавших ему, и командир. Монтеры готовили площадку, заполняли аэростат водородом из газгольдеров, маскировали пост и вообще отвечали за постоянную боеготовность аэростата. Часто посты аэростатов заграждения обслуживали женщины.
Шлифовщик хрусталя
На первый взгляд, ну очень неожиданная профессия на фронте. Ведь не хрустальную же посуду в генеральских землянках они полировали. Нет, эти высококвалифицированные специалисты создавали кварцевые осцилляторы, использовавшиеся в радиопередатчиках и приемниках.
Особенно востребованы были шлифовщики кварца в армии США — именно там были созданы самые совершенные средства связи, основанные на кварце. Считается даже, что научные исследования в данной области — самые масштабные после «Манхэттенского проекта». Это был настоящий научный прорыв: военные технологии, созданные на основе кварца, использовались позже в часах, радио, компьютерах и мобильных телефонах.
Оператор дым-машины
Дымовое прикрытие использовалось испокон веков, и во Вторую мировую войну оно все еще оставалось важной частью боевых операций. Особенно часто и масштабно дымовые завесы использовались во время морских сражений. Но были и выдающиеся примеры во время сухопутных операций — например, 30-километровая дымовая завеса во время форсирования Днепра в октябре 1943 года.