Пенсионный разброд
Корректируя пенсионный возраст, власти не говорят о масштабной реформе и создании единой для всех пенсионной системы. Потому что единой как раз и нет?
На прошлой неделе в ходе 4-часовых дебатов о повышении пенсионного возраста в Госдуме были обсуждены, казалось, самые разные вопросы — от необходимости такого шага до того, где взять деньги на выплаты пенсий. О последнем пеклись особо: глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров посетовал, например, что сумма трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд (ПФР) растет и уже составила 20 процентов от всех бюджетных расходов, а к 2024–2026 годам «эта цифра может достигнуть 5 трлн рублей». Проблема, впрочем, не столько в величине отчислений, а в том, что за этой цифрой скрывается. За ней — другой пенсионный мир страны. И привести оба мира к одному знаменателю пока не представляется невозможным. Да никто и не пытается...
Видовое разнообразие
На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых остаются работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.
Если же избрать иной критерий — например, методологию расчета пенсий, «миров» станет три — пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.
Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.
Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.
И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).
Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсиипо гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.
Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась персональными пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо. Единообразия опять же никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разную по размеру пенсию, отличающуюся в разы. И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государствен-ном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).