Работа чувств
30 августа в государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) открывается выставка «Анатомия кубизма», которая, в свою очередь, даст старт масштабному проекту, посвященному французской художественной среде начала ХХ века. «Огонек» узнал подробности

«Анатомия кубизма» представляет историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907), которая считается одной из главных картин в истории кубизма. Предполагается, что сюжет навеян борделем в барселонском квартале на улице Каррер д’Авиньон. По одной из версий, на создание работы Пикассо вдохновила картина Анри Матисса «Счастье жизни» (1906), по другой — «Купальщицы» Поля Сезанна, а также иберийские статуи и выставка африканских масок в Этнографическом музее в Трокадеро (Париж, 1906). Пикассо сделал более 700 набросков картины. 63 графические работы из его тетради, хранящейся в собрании дома-музея Пикассо в Малаге, будут представлены на нынешней выставке; также в экспозицию войдут и около 20 произведений из коллекции ГМИИ. Выставку откроет картина Поля Сезанна «Купание», также будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, африканские статуэтки и гуаши Пикассо из собрания Сергея Щукина.
…Гийом Аполлинер, потрясенный картиной, привел в мастерскую Пикассо Жоржа Брака, который тут же написал «Обнаженную» — отклик на работу Пикассо. Так же поступил и другой французский художник, Андре Дерен. Картина Пикассо повлияла на новое поколение американских художников, Джексона Поллока и Виллема де Кунинга. Принято считать, что природу гения невозможно перевести на язык рациональности. Но теперь у нас есть возможность проследить мотивы создания произведения, буквально — ход чувств художника. Выставка в ГМИИ — своего рода история рождения идеи, ее эволюция — и попытка расшифровать загадку гения.

Продолжением этой выставки станут два других проекта ГМИИ. 25 сентября здесь откроется выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген». Салон баронессы (урожденной Елены Миончинской) на Монпарнасе в 1910-х годах стал центром притяжения для парижского авангарда. Баронесса Эттинген питала страсть к новому искусству: в ее «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты группы «Золотое сечение» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Выставка включает материалы частного архива баронессы вместе с произведениями из крупнейших парижских музеев искусства ХХ века — Центра Помпиду и Городского музея современного искусства. На выставке будут представлены около 40 картин и до полусотни рисунков. Наконец, третьим аккордом масштабного проекта станет выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова», которая откроется 20 ноября. Она посвящена жене и музе Пабло Пикассо, с которой художник познакомился в 1917 году в ходе работы над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, посвященные Хохловой из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций.

«Сейчас очень актуальна гендерная история искусства,— говорит куратор обеих выставок, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Алексей Петухов.— Исследования образов, символов в искусстве дополняется биографическими моментами, которые становятся не менее важными, чем стерильная история искусства. Такие, как баронесса Эттинген (1887–1950), в начале ХХ века выступают уже не только в роли муз художников, но и соавторов; они устраивают выставки, приобретают работы, вкладывают средства. Это явление можно рассматривать в рамках широкого движения эмансипации, суфражизма в начале ХХ века. Стремление к личной свободе совпадало с освобождением искусства. Баронесса была человеком очень ярким, неординарным, либертарианкой по своим убеждениям. Карта ее сердечных отношений пересекается с художественными предпочтениями, разделить их невозможно. А Ольга Хохлова, в свою очередь, имела огромное влияние на то, что сегодня назвали бы имиджем художника: тем более что положение Пикассо в обществе к тому времени изменилось. Параллельно рядом с Пикассо в то время были и другие женщины-меценаты: например, чилийская миллионерша Эухения Эррасурис или супруга нового дилера Пикассо Мадлен Розендер. Все это степенные, но увлеченные авангардом женщины, для которых поддержка художников стала частью их жизненной и социальной программы».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl