Профессионалы и «Титаник»
Кто-то помнит, как страшнее слова, чем «госдепартамент», у нас не было? Так вот, слово есть, а госдепартамента все равно что нет. Разгромили
Давайте предоставим слово неплохо знакомому нам человеку — Уильяму Бернсу, он был послом США в России с 2005 по 2008 год, а сейчас глава Фонда Карнеги. Его статья в журнале Foreign Affairs вот какая: за три с половиной десятилетия работы на внешнеполитическую службу США он не помнит такого погрома Госдепартамента. Ему страшно переживать в этот ответственный момент на международной арене три с лишним года нарастающего «самосаботажа» дипломатии.
Здесь давайте сделаем все нужные поправки на личность автора. Он, вне всякого сомнения, на стороне демократов, Дональда Трампа ненавидит до дрожи и не стесняется в выражениях в его адрес. Но приводимые им факты тем не менее налицо. Кто-то помнит Рекса Тиллерсона, присланного Трампом в начале своего срока громить Госдеп? Тиллерсона уже нет, но Госдепу от этого не легче.
Потому что госсекретарь Майкл Помпео работает в обход собственного ведомства, Белый дом раз за разом урезает расходы на дипломатию и международную помощь (сейчас они в 19 раз меньше расходов военных). Только один из 28 назначенцев уровня замгоссекретаря — кадровый дипломат, прочие — трамписты. Пятая часть посольских должностей не занята (кстати, уже которую неделю нет посла США в Москве, только сейчас пришла информация, что мы даем агреман на приезд сюда Джона Салливана. Если все будет нормально, то только в начале следующего года он приступит к исполнению обязанностей).
Но завершим пересказ жалобы Бернса: желающих работать в Госдепартаменте все меньше, народ уходит оттуда толпами, а со стороны Помпео и прочих по этому поводу — «оглушительное молчание».
Итак, вполне сознательный разгром системы, касты, без которой не обходится ни одно приличное государство: дипломатия, как известно, похожа на научное направление или сад, и то, и другое создается медленно.