Приоритетные гнезда
На минувшей неделе в подмосковном Середникове прошел форум владельцев исторических усадеб. Почему министр культуры назвал его съездом романтиков и авантюристов, выяснил «Огонек».
На форум съехались и те, кто уже восстановили усадьбы и наслаждаются плодами трудов своих, и те, кто в середине или самом начале пути. Компанию им составили работники федеральных и региональных органов охраны культурного наследия, эксперты и общественные деятели. А высшую государственную поддержку олицетворяли своим участием вице-премьер правительства России Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский.
Форума ждали давно и с некоторым нетерпением: на нем должны были огласить хотя бы промежуточные результаты исполнения нескольких поручений Ольги Голодец, данных зимой 2018/19 года Минкультуры и другим федеральным ведомствам, с целью создания экономических льгот и преференций инвесторам, которые рискуют вкладываться в восстановление усадебного наследия. А это, в свою очередь, должно вовлечь в процесс новых инвесторов — уже не рисковых, а просто считающих будущие доходы.
Наш ответ замкам
В последние 2–3 го‑ да усадебное наследие стало одним из явных приоритетов федерального Минкультуры. Достаточно сказать, что в национальном проекте «Культура» тема наследия, если не считать поддержки волонтеров, представлена только проектом «Возрождение исторических усадеб». Согласно нему к 2024 году для бывших дворянских и купеческих гнезд должно быть разработано 50 «инвестиционных паспортов», «включающих исторические исследования, научно-изыскательскую и техническую документацию, инженерное обследование, расчет инвестиций». Финансирование этой работы (до 500 млн рублей) планируется открыть в 2020 году.
Но это еще не все. В феврале 2018 года министр культуры РФ Владимир Мединский поддержал предложение Ассоциации владельцев исторических усадеб (во главе с Михаилом Лермонтовым, восстановившим то самое Середниково) о создании Фонда возрождения, сохранения и использования объектов культурного и природного достояния «Национальное наследие». Более того, как известило Минкультуры, министр согласился стать генеральным попечителем ассоциации и фонда, заметив, что их идеи «могут превратиться в масштабный национальный общественно-государственный проект».
Результатом, несомненно, стало специальное обсуждение именно усадебной тематики на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге осенью 2018 года, рабочая встреча-дискуссия Ольги Голодец с членами ассоциации и вышеупомянутый пакет поручений вице-премьера по ее итогам. Ну и само собою включение усадебной темы в нацпроект.
Почему именно на усадьбы в деле воз‑ рождения наследия Минкультуры решило сделать ставку? Возможно, потому что это весьма своеобычный пласт национальной культуры, этакого рода «наш ответ» европейским замкам и загородным дворцам. К тому же усадьбы, расположенные вдали от мегаполисов, теоретически должны привлекать инвесторов: тот, кто восстанавливает поместье для себя, может почувствовать себя наследником высших сословий, кто для других — развивать внутренний туризм, который набирает обороты.
Обратная сторона усадебной луны
Однако на практике все далеко не так радужно. Ассоциация владельцев исторических усадеб гордится 40 таковыми, восстановленными в последние годы за свой счет частными собственниками. Однако количество загородных усадеб в России считается тысячами (в публикациях и речах фигурируют цифры в 2 тысячи, 3 тысячи и даже 7 тысяч, а точной статистики нет). И огромное большинство их, за исключением усадеб-музеев и уцелевших ведомственных домов отдыха и санаториев, в удручающем состоянии. Основными пользователями-содержателя‑ ми сохранявшихся усадебных комплексов до 1990‑х годов были медицинские, социальные и культурные заведения советских промышленных предприятий, институтов, учреждений. Массовые закрытия, банкротства, перепродажи, избавление от «непрофильных активов» после 1991 го‑ да всего за одно десятилетие привели сот‑ ни и сотни усадеб в запустение. Оставшись без обитателей и охраны, усадьбы стали стремительно погибать — разрушаться, гореть, растаскиваться дачниками и окрестными жителями на стройматериалы.