Потенциал разницы
Самая престижная театральная премия страны будет вручена 15 апреля в Большом театре, но обозреватель «Огонька» убежден: первые итоги «Золотой маски — 2018» имеет смысл подводить сейчас, когда фестиваль только начался
Членам жюри 24-й по счету «Золотой маски» не позавидуешь: в одном только драматическом конкурсе заявлены 40 спектаклей с лишним, в номинации «Лучшая работа режиссера» соревнуются почти три десятка постановщиков в возрасте от 33 до 75 лет, то есть плюс-минус все основные действующие лица сегодняшней российской сцены. В спину убеленным сединами консерваторам дышит молодая шпана, блокбастеры театров-тяжеловесов на равных конкурируют с лабораторными экспериментами, а кумиры столичной публики — со спектаклями из регионов. Выстраивать иерархии из категорий, которые в принципе невозможно сравнивать,— задача, что и говорить, не из легких: национальной театральной премии из года в год приходится совершать выбор даже не между хорошим и лучшим, а между желтым и круглым. Так что не так уж важно, как именно в конце концов сойдутся звезды и кто займет почетные места на пьедестале. Программа «Золотой маски» — тот редкий случай, когда принцип «Главное не победа, а участие» не кажется утешением для неудачников: как ни крути, новейшую историю отечественного театра пишут не лауреаты фестиваля, но его номинанты.
Поэтому фавориты нынешней «Маски» определились еще задолго до старта форума, программа которого выглядит едва ли не самой впечатляющей и разносторонней за последние годы. В поставленных по математической формуле «Индивидах и атомарных предложениях» Всеволода Лисовского (творческая лаборатория «Угол», Казань) входят в клинч научный и гуманитарный типы человеческого сознания — и оба пасуют перед принципиальной непознаваемостью мира. Грандиозный «Губернатор» Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева (БДТ им. Товстоногова) реконструирует процесс рождения из человека личности в условиях распадающейся реальности. Отталкиваясь от драматургии легендарного матча на первенство мира по шахматам между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым, Дмитрий Волкострелов в «Розенкранце и Гильденстерне» (ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург) размышляет об остановившемся времени, о том, как оно обессмысливает слово, лишая его свободы и власти. Юрий Бутусов в «Дяде Ване» (Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург)