Поселок чемпионов
Как маленький поселок стал одной из бильярдных столиц России, разбирался «Огонек»
Все фойе сельского клуба занимают два бильярдных стола. Один старый, советский, 10-футовый из ДСП, такие до сих пор попадаются в домах культуры. Другой — профессиональный, 12-футовый, с резными деревянными ножками и кожаными ремешками луз — диковинно смотрится в помещении с облезлым потолком и потертым полом.
Есть еще отдельная бильярдная, под которую отведено все левое крыло клубного здания. Там над столом нависают конические зеленые лампы, стены украшают награды, портреты бильярдистов и репродукция картины британского художника XIX века Генри О’Нила «Бильярдная комната», которую местные три года назад привезли в качестве трофея из Омска. Даже три старых письменных стола в углу, где любят сыграть в козла деревенские картежники, накрыты старым зеленым сукном, что придает им торжественный бильярдный вид.
Здесь, в поселке Центральная Усадьба совхоза «Пугачёвский» в Аннинском районе Воронежской области, наверное, самая большая в стране плотность бильярдных столов на душу населения — три штуки на 650 жителей. Каждый день, в любую погоду, кроме понедельников, когда клуб закрыт, деревенские собираются к 6 вечера и несколько часов закатывают шары в лузы.
За бильярдным столом стираются все возрастные и социальные различия. Тут сражаются в русскую пирамиду 27-летний водитель Сергей и 71-летний пенсионер Василий Михайлович. Бывший личный шофер Вячеслав не дает спуску директору сельхозпредприятия Александру Анатольевичу, а строитель Эдуард и богатый предприниматель из соседнего села Александр Федорович становятся близкими товарищами и постоянными соперниками.
Собирается обычно человек 20. Самое бильярдное время, естественно, зима, когда сахарную свеклу с полей уже убрали, а посевная еще не началась. Раньше всю зиму чинили технику, но после перехода на импортные трактора и комбайны свободное время появилось даже у техников. На ферме с коровами работы, конечно, весь год хватает, но доярки в бильярд не играют.
— Так получается, что эта игра мужская,— говорит директор клуба Татьяна Кузьмина.— Вот и у меня в семье и муж играет, и сын младший раньше играл. А мне неинтересно, я пою.
Художественная удача
— В 1962 году за успехи в соцсоревновании совхозу подарили бильярдный стол,— излагает историю зарождения пугачевского бильярда Александр Волченко.— А в 80-м году купили новый. Была такая статья «соцкультмероприятия», и если к концу года деньги по ней не истратишь, то получишь по шапке. И вот, чтобы потратить деньги, сюда купили духовой оркестр, два аккордеона, три баяна, балалайки и бильярд за тысячу рублей.
Этот пожилой, полный, одноглазый (что не мешает ему быть одним из лучших местных бильярдистов) мужчина почти 40 лет заведовал домом культуры. И даже после ухода на пенсию учил благородной игре местных школьников.
— В 70–80-е годы я не закрывал клуб до 11 часов вечера,— вспоминает он.— И к бильярду всегда стояла такая очередь, что если проиграешь и вылетишь, то до закрытия сыграть второй раз уже не успеешь.
— Я с 5-го класса играл, нас взрослые прогоняли, когда приходили,— рассказывает бывший водитель Вячеслав Нефедов.— А после школы на правах рабочего стал играть уже по-настоящему.
Кий был один на всех.
— Прошлому директору все было до фени,— разводит руками Волченко.— Но когда совхоз возглавил Анатолич, все изменилось.
Анатолич — это Александр Анатольевич Лепинский, бывший председатель совхоза, а с тех пор, как совхоз стал филиалом агрохолдинга,— директор филиала. Он страстно увлекался игрой еще с детства. А возглавив в 1999-м хозяйство, стал часто бывать по делам в Воронеже и сделался завсегдатаем местных бильярдных. Оттуда директор привозил односельчанам всякие хитрые приемы — до того все играли просто, по-деревенски. В начале нулевых за зеленым сукном в Доме офицеров в Воронеже директор случайно познакомился с тренером детской спортивной школы.
— Тот удивился: у вас в деревне еще стол стоит? А не хотите ли открыть филиал нашей школы? Перед спортивными школами тогда стояла задача открывать филиалы,— поясняет Александр Лепинский.