Культура | Феномен
Поэзия из трех букв
Самое интересное в истории с баттлом — не он сам по себе, а то, почему мы все это смотрим и слушаем. Обозреватель «Огонька» — о рекорде минувшей недели: ролик рэп-баттлеров Оксимирона и Гнойного посмотрели более 11 млн человек
На прошлой неделе миллионы россиян в одночасье узнали слова «баттл» и «панч», а также изысканные имена рэп-исполнителей; многие значительно расширили свои представления о жанре — с прошлой недели стыдно не знать, что рифмованные оскорбления в рэп-баттле есть часть концепта, они строго формализованы и это не импровизация, а подготовленный заранее текст и т.д.
Число посмотревших ролик «Оксимирон/Гнойный» уже перевалило за 11 млн, и в этом парадокс: в поединке мы не обнаружим ничего вызывающе, пленяюще нового. Самой культуре рэпа в его современном виде лет 40 (1970-е, США), культуре баттлов (словесные поединки, «переругивания» рэперов) примерно столько же. Об укорененности баттла в мировой культуре уже сказано достаточно. Коллега Дмитрий Бутрин в «Коммерсанте» даже провел параллели между рэп-баттлами и поэзией скальдов (IX век); при желании — в том, что касается пластической части, мимики и движений — можно найти и более ранние аналогии с ритуальными туземными танцами, имитирующими угрозу или нападение. А их корни, в свою очередь, мы обнаружим в повадках зверей — а откуда еще люди заимствовали, как не у животных?.. И не в том ли подсознательная притягательность баттлов, что зрители откликаются на самые древние инстинкты? С основными темами состязания тоже ничего нового. О чем всегда спорили поэты? О том, кто честнее, кто свободнее, кто «первичнее». Теперь вот об этом же — только рэпом.
В самой по себе цифре просмотров есть какая-то иррациональная, завораживающая энергия: поскольку речь идет о почти 10 процентах жителей России, это не шутка. Но и тут ничего удивительного: выражение «ролик собрал в YouTube» становится привычным атрибутом культуры. Ну вот представим крайнюю ситуацию — что когда-нибудь какой-нибудь ролик в России посмотрят, например 120 млн, а мы доживем и до этого. То есть вся страна — за исключением стариков и младенцев. О чем это будет говорить? Только о том, что интернет стал повседневностью, частью жизни. Так и тут: это новость не о рэпе, а о новой медийной реальности.