Плутарх в помощь
Легенды и мифы о «Лаханодолмадес»
Как-то раз, тоскливо глядя в тарелку, где остывали два голубца, мой брат сказал: «Я уверен, что древние греки никаких голубцов не ели». Я с интересом прислушалась. У брата всегда было множество интересных пищевых идей. Ориентиром для них древние греки служили почти всегда, мы к тому времени уже до дыр зачитали и мифы, и переложение Плутарха, и историю греко-персидских войн. Брата, в отличие от меня, трудно было заставить что-либо съесть, особенно если еда была незнакомая, но ради греков он делал исключение. «Мы должны есть маслины,— как-то сообщил он мне.— На них построена вся греческая цивилизация». Горькие и соленые маслины мы ненавидели. Но начали есть и понемногу привыкли, стали их любить.
Кажется, капусту он полюбить так и не смог. Жалко, что бабушка не нашла древнегреческих референций, чтобы его убедить. А ведь капуста была одним из самых любимых греческих овощей и, возможно, вообще самым древним овощем, который попал в тарелку человеку.
Капуста — прекрасная европеянка, вроде Елены. Ни древние иудеи, ни египтяне, ни шумеры, ни вавилоняне капусты не знали. Зато греки ели ее с большим удовольствием. Философ Диоген питался одной капустой, и хочется сказать, что обладал бочкой для засаливания. Положительно относился к ней и Пифагор, а греческие мифы и мифологизированная история полны упоминаний о капусте. Это благодаря грекам мы считаем, что в капусте находят младенцев — ее дарили на свадьбу, считалось, что она увеличивает мужскую силу и женскую фертильность. Капусту уважали и за ее якобы отрезвляющие свойства. С этим тоже связана легенда о спартанском царе Ликурге, восставшем против бога вина Диониса. Считается, что капуста выросла из царских слез — приняв за винную лозу собственного сына, Ликург убил его.