Письма
Клобуки раздора
№ 34 Ольга Филина заглянула в предысторию разногласий Константинопольского и Московского патриархатов по украинскому вопросу
Искусственное конструирование
Кажется, курс государственно-конфессиональных отношений приобретает особую актуальность. Как странно, что после ХХ века кому-то еще непонятно, что прямое вмешательство государства в дела церковные, неважно, на чьей стороне, только приводит к расколам и еще большему порабощению церкви. Почему государство, обретя независимость, стремится получить «свою», «национальную» поместную церковь, понятно. Много раз в истории так уже было. Результат очевиден. Но почему в церкви есть силы, которые это поддерживают, правда, не понимаю. Вернее, не понимаю, если исходить из призвания и интересов церкви.
Вопрос уже не в том, нужна автокефалия или нет, а в том, как она возникнет. Само по себе понятие автокефалии сильно устарело. А о свободе, полученной из рук государства и под его сильным давлением, говорить как-то странно. Никакой свободы не будет, будет продолжаться раскол и нарастать агрессия. Может быть огромное многообразие форм внутри церкви и возникших по решению самой церкви. Но когда они конструируются искусственно из политических, а не церковных интересов, то страдают люди, страдает духовная жизнь, в итоге страдает церковь, которая становится все менее церковной.
Корни событий ищут в политике и цеплянии церкви за покровительство государства. Но ведь это общеправославная особенность — везде так. В Греции вообще церковь государственная, священники приравнены к госслужащим и зарплату получают. Просто Украина не Россия, это другая страна, и неудивительно, что тамошнее православие завязано на своем государстве, а не на нашем. Когда те, от кого что-то зависит, это поймут, все встанет на свои места и иерархи перестанут бодаться, а начнут договариваться.
А если говорить о вере в Церковь как Тело Христово, то все-таки Церковь — одна. И усилия надо прикладывать к тому, что нас объединяет, а не к тому, что разъединяет. Margarita Shilkina
В ногу с государством
РПЦ не находится в строго юридической зависимости от государства, но каким-то образом она превратилась в самозакрытую организацию. Практически не платит налогов, не участвует в политике, но количество приходов постоянно растет. Казалось бы, она равноудалена, но равноудалена именно как бизнес-корпорация, где источником доходов является вера людей. Элладская церковь в этом отношении, насколько я знаю, диаметрально противоположна. Что касается киевского раскольничьего патриарха, то следует сказать следующее. На Украине идет борьба за активы, в том числе активы Московского патриархата, которые Филарет хочет зажать. Порошенко ему активно потворствует, ибо эта единственная тема, позволяющая помешать обрушению рейтинга перед президентскими выборами. Мол, в ЕС страну не привел, Крым не вернул, Донбасс не замирил, так хоть автокефалии добился. Константинопольский патриархат,