Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире
Что влияет на формирование тенденций, какую роль играет экологическая повестка, как меняется глобальная культура потребления — на эти и другие вопросы отвечает винный промоутер Влада Лесниченко.
Влада Лесниченко
«На формирование трендов в винной культуре влияют как глобальные, так и локальные процессы: мировая и местная экономика, изменение климата во всем мире и в конкретном регионе, смена сезонов. Влияют и социальные трансформации и предпочтения, зависящие от мировых и местных особенностей. Например, в 2021 году был экстремально влажный сезон, поэтому выпуск розовых вин стал массовым. Недостаток солнца и избыток влаги не дают винограду вызреть, набрать нужное количество фенолов для создания сбалансированного красного вина. Виноград подвергается быстрому гниению и выбраковывается. В итоге урожайность становится низкой, подходящего винограда недостаточно для производства качественного красного вина. Поэтому многие виноделы в зонах, которые были особенно уязвимы для циклонов, приняли решение пустить основной урожай на розовые вина.
Могу выделить следующие тренды:
- Главные тренды мировой винной культуры 2025 года — антиглобализация и развитие внутренних ресурсов стран, то есть регионов защищенного наименования, сортов, терруаров, персоналий, туризма, гастрономии.
- Динамика потребления в мире меняется. Несмотря на возникающий интерес к легким, элегантным красным, также наблюдается активный спрос на яркие, концентрированные вина как к точке входа в винную культуру.
- Тренд на локальные вина стал глобальным. Он зародился еще в начале века, выстрелил в пандемию и продолжает развиваться в санкционный период.
- Развитие гастрономии стимулирует развитие рынка вина, этот напиток создан для сочетания с едой. Больше разных продуктов и блюд — больше стилей вина и интересных пейрингов.
- Растет тренд на здоровый образ жизни, а с ним появляется все больше безалкогольных вариаций.
- Женщины преобладают в числе потребителей вина и повышают спрос на игристые.
Влияние экологии на винную культуру и производство — это не тренд, а база. Органическим, биодинамическим винам и исключительно естественному вмешательству в процессы пророчили скорое фиаско. Но прогнозы не сбылись: крупные предприятия все более уважительно относятся к природным и человеческим ресурсам.
Уровень винной культуры в России очень вырос, мировые тренды тоже влияют на потребление. Появляется больше специалистов, дегустаций, мастер-классов, лекций. Игровой формат и тематические ужины привлекают состоявшихся, интересующихся, небезразличных людей. Гость часто говорит с сомелье на равных.
Качественное вино стало доступным, но цены на премиальное улетели в космос. Это удивительное противоречие — примета времени. Еще недавно качественное вино было доступно элите и ассоциировалось только с брендами из премиум-сегмента. У виноделен, которые занимаются производством массовых вин, сегодня есть все возможности, чтобы выпускать достойный продукт.
Именно сейчас появляется уникальный альянс фундаментального опыта традиционных виноделен и современных методик, основанных на глубоком знании природных процессов. Сочетание традиций, инноваций и опыта поколений дает возможность создавать качественные вина на любой кошелек, запрос и вкус.
Многие говорят про тренд на азиатские вина. Эта тема популярна в разговорах, но у азиатского продукта пока нет коммерческого успеха в России и в мире за исключением узконишевых бутылок из Японии.