Обучающая мишень
Ряд исследований показывают: профессия учителя из «самой уважаемой» становится «самой опасной»
«Ученик девятого класса опоздал на урок и получил замечание от преподавателя, после чего он на нее напал и выстрелил из предположительно травматического оружия. Также у подростка были взрывпакеты, и он сделал несколько взрывов в классе».
«Учительница попросила защиты адвоката после того, как родители одной из учениц обвинили ее в фальсификации оценок и вымогательстве за репетиторство. Отмечается, что мать девочки является подполковником полиции. Адвокат рассказал, что общая встреча у директора школы обернулась скандалом и дракой: мать, пришедшая в форме, с порога начала хамить, а разъяренный отец и вовсе несколько раз ударил учительницу и выбил ее адвокату зуб».
«Школьник напал на учеников и учительницу, а затем поджег класс. Знакомый предполагает, что нападавший посчитал оценку по русскому языку несправедливой и мог решить отомстить за это учительнице».
Вот лишь три громких случая нападения на учителей в России в текущем учебном году, произошедших в подмосковной Ивантеевке, Кировской области и Улан-Удэ соответственно. При этом за рамками внимания СМИ остается множество примеров «обычного насилия» и «бытовой травли», с которыми учителя сталкиваются регулярно, без надежды защитить себя и репутацию.
Реальные масштабы широко обсуждаемого явления — агрессии в школе — пытались оценить на прошлой неделе участники конференции «Насилие в образовательной среде», организованной совместными усилиями трех институций: Министерства образования РФ, Общероссийского профсоюза образования и Российской академии образования. Полученные выводы оказались даже тревожнее, чем можно было бы судить по общему новостному фону.
— Мы завершили онлайн-опрос 2800 учителей из 72 регионов страны, целиком посвященный теме травли, или, как теперь говорят, буллинга учителей на рабочем месте,— рассказал собравшимся Александр Милкус, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, завлабораторией факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.— И 70 процентов наших респондентов признались, что встречаются с буллингом на ежедневной основе. Ученики насмехаются, родители подозревают и обвиняют, директора напоминают, что незаменимых нет. При этом 23 процента учителей даже не могут снять напряжение: они никому не рассказывают об этой проблеме, боясь показаться профнепригодными. По счастью, 36 процентов все-таки делятся наболевшим с коллегами, а еще 31 процент — с семьей.