Ревю
Нулевой сброс
2017-й — итоговый год совместного пятилетнего экологического проекта программы развития ООН, глобального экологического фонда и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Его самым активным участником стала компания ЛУКОЙЛ. На подведении итогов проекта присутствовал «Огонек»
Российский проект Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее — проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды) «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» начался пять лет назад. Главная задача его определялась так: предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий энергетического сектора на окружающую природу. Компания ЛУКОЙЛ участвовала в мероприятиях проекта на Нижней Волге, Северном Каспии и на Арктическом побережье.
Проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды в своей работе опирается на стремление социально ответственных предприятий энергетического сектора к сокращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие. Девиз проекта — «Предотвращать — сокращать — восстанавливать — компенсировать». Бюджет проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды составлял поначалу 7,2 млн долларов. Но российские энергетические компании, а их было около сорока, выполнявшие на площадках проекта экологические мероприятия, добавили еще порядка 32 млн долларов. Партнерами проекта были также региональные и районные власти, общественные экологические организации, с которыми постоянно взаимодействует компания ЛУКОЙЛ.
Никто не хотел убирать
Не секрет, что, например, строительство гидроэлектростанций связано с затоплением больших территорий. Добыча угля открытым способом разрушает поверхностный покров земли на больших площадях. Добыча, транспортировка и переработка нефти сопровождается сбросом нефтяных шламов — вредных и опасных смесей нефтепродуктов, механических примесей и воды. В прошлые времена, когда не существовало технологий переработки, нефтешламы просто закапывали в землю. Нарушался биологический баланс в природе, разрывались устоявшиеся тысячелетиями биологические цепочки. Например, в Астраханской области есть знаменитые Соколовские нефтяные ямы, накопившие отходы еще с начала ХХ века. Никто из прежних владельцев нефтепромыслов не мог (или не желал) с этими ямами ничего сделать. Сейчас, когда возникла угроза попадания нефти в Волгу, этой проблемой занялся проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды.
Работа по Соколовским ямам была включена в федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014– 2025 годы». Общий объем финансирования этой программы должен был составить 218,7 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 129,1 млрд рублей. Кстати, в той же программе определен размер бедствия: в результате хозяйственной деятельности в Российской Федерации накоплено 31,6 млрд тонн отходов. Если погрузить их в железнодорожные вагоны, состав 150 раз обернется вокруг земного экватора. 2,3 млрд тонн отходов — токсичные. В зоне бедствия проживают 15,1 млн человек. После сокращения российского госбюджета в 2014 году эта программа была значительно урезана. Но благодаря усилиям руководителей проекта финансирование работ по Соколовским ямам было сохранено. Об этом шла речь на подведении итогов проекта в Москве.
Сейчас известно примерно полсотни методов рекультивации земель и более десятка способов переработки нефтешламов и загрязненных грунтов. Но на практике часто выбираются методы простые и дешевые. Например, в случае разлива нефти нередко участок просто засыпают грунтом и засевают травой. Со временем нефть просачивается на поверхность, растительность погибает, погибают и гнездящиеся в траве птицы. Рекультивировать участок надо заново. ЛУКОЙЛ пошел другим путем, сделав ставку на эффективность и экологичность. В Усинском районе Республики Коми (в рамках проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды) компания опробовала шесть новых методов рекультивации, основанных на достижениях микробиологической науки. Речь идет о землях, пострадавших в 1994 году от страшной нефтяной аварии, вошедшей в Книгу Гиннесса. В этом году компания намерена свести к «нулю» страшное наследие, доставшееся ей в Республике Коми от прежних владельцев нефтяных месторождений.