Борьба за эконишу: зачем в России нужны «зеленые» облигации
Россия до сих пор не представлена на мировом рынке экологических финансов, что лишает ее влияния на глобальном уровне и тормозит развитие российской финансовой отрасли
На мировых финансовых рынках «зеленая» пандемия: экофинансы на протяжении уже нескольких лет остаются одним из самых быстрорастущих сегментов. Согласно вышедшему в самом конце июля глобальному отчету по «зеленым» финансам Climate Bonds Initiative (CBI), международной НКО в области экофинансов, объем эмиссии «зеленых» облигаций за первые шесть месяцев 2018 года составил $74,6 млрд и существенно превысил объем за первое полугодие прошлого года.
Сертифицирующими организациями используется несколько определений «зеленых» бондов. На практике это облигации эмитентов в области альтернативной энергетики, экологичных видов транспорта, создания умных зданий и некоторых других направлений, связанных с экологией, устойчивым развитием, выполнением Парижских климатических соглашений.
В июне 19 эмитентов из 14 стран провели 44 эмиссии «зеленых» облигаций. Ярчайший пример — размещение бумаг компании Bazalgette Tunnel Limited, реализующей проект по созданию Лондонского коллектора. Совокупный объем выпуска составил £175 млн ($236,6 млн). С мая облигации допущены к торгам на Лондонской фондовой бирже. Их рейтинги кредитоспособности — Baa1 у Moody's и BBB+ у S&P. Они получили от S&P Global Ratings самый высокий «зеленый» балл — 95 из 100 возможных.
Чей рынок
На рынке «зеленых» бондов важную роль играют такие финансовые институты, как американский ипотечный конгломерат Fannie Mae, контролирующий большую долю рынка недвижимости США. Жилые дома потребляют энергию, и Fannie Mae финансирует проекты, которые позволяют использовать возобновляемые источники энергии и другие умные технологии.
Важными игроками являются и ведущие мировые пенсионные фонды. Если мы посмотрим на структуру их вложений, то увидим, что инвестиции в проекты «зеленой» инфраструктуры постоянно присутствуют в их портфелях, и их доля увеличивается.
Так Пенсионный фонд учителей Онтарио (один из крупнейших инфраструктурных инвесторов в мире) купил бумаги крупнейшего водоканала в Южной Америке, а также самого большого в мире завода по опреснению воды, расположенного в Австралии.
Каждый год на экофинансовом рынке появляются новые игроки — финансовые и нефинансовые организации, а также все новые страны. В 2018 году на рынке «зеленых» бондов впервые появились эмитенты из Исландии, Индонезии и Ливана. В результате общее количество стран, где были выпущены такие облигации, достигло 48.
В последние два года очень активен в экосегменте финансового рынка Китай: его доля в объеме всех выпусков второго квартала 2018 года — 80%.