Меньше ада!
Выраженное на высоком уровне сомнение в существовании ада привело в смущение и христиан, и атеистов
Накануне самого главного христианского праздника — Пасхи папа Франциск заявил, что Ада не существует. Именно об этом написал на первой полосе газеты La Repubblica основатель издания Эугенио Скалфари. На вопрос журналиста о том, куда отправляются после смерти «души плохих людей», папа Франциск ответил: «Они не наказываются. Тот, кто падет в раскаянии пред Господом, получает Его прощение и занимает свое место в рядах достойных зреть Господа, а тот, кто не раскается и не может быть прощен, исчезает. Ада не существует, существует лишь исчезновение грешных душ».
Это заявление вызывало настоящий шквал эмоций. Возмущались не только добропорядочные католики, даже в большей мере возмущались светские СМИ, говоря о том, что папа посягнул на основу основ.
— Сегодня папа зачастую пытается продвинуть религию через решение светских проблем,— пояснил «Огоньку» руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.— В этом нет ничего плохого, это объективная реальность. Но нужно быть готовым к тому, что если кто-то, будучи папой или патриархом, вторгается в пространство светской жизни, то его будут воспринимать не как воцерковленного человека, а как политика. И за свои промахи он будет получать по полной программе. К этому был готов один человек — папа Иоанн Павел II, но он был скорее исключением.
По словам эксперта, возможно, замечание о том, что не существует Рая, вызвало бы меньше возмущения, потому что вера в Рай ни к чему не обязывает, а Ад заставляет испытывать привычный страх перед наказанием. К тому же упразднение места, где есть вечные страдания, судя по всему, вызывало досаду: подсознательно Ад для современного человека выступает неким гарантом справедливости, уж там-то наконец все плохие люди будут по-настоящему наказаны.
— Франциск в целом выступает необычным для папы образом,— поясняет «Огоньку» директор Центра социокультурных проектов РГГУ Алексей Юдин.— Он общается не через прямые директивы, а через приглашение к диалогу. В отличие от предшественников и прежнего понтифика он не ставит себя на позицию верховной инстанции в суждениях. Скорее высказывания папы характеризуют его как миссионера. Это присуще ему как иезуиту, о чем не стоит забывать: для иезуитов традиционно важно распознавание того, что представляет собой то или иное явление.
Да, современный папа Франциск активно общается со СМИ, причем в первую очередь со светскими, и католики до сих пор не очень понимают, как воспринимать эти интервью.
— Есть традиционные сборники, поучения папы, с ними все понятно,— говорит Алексей Юдин.— А есть книги. В конце марта вышла новая — «Бог молод». Это тоже интервью. Провоцирующая книга. Адресована молодежи и одновременно пожилым людям. Суть в том, что нашу лишенную родства культуру спасут молодые пророки и пожилые мечтатели — только благодаря им вместе сложится гармоничная картина мира. Такой вот взгляд…
Между тем официальный Ватикан очень быстро выпустил опровержение публикации La Repubblica про Ад, заявив, что журналист ложно понял и истолковал слова понтифика, сказанные им в личной беседе. Но что именно сказал святейший, не указал. Так есть Ад или Рай? Оказалось, что это один из актуальнейших вопросов для современного человека.
В римско-католическом Катехизисе, написанном в 1992-м году, говорится, что «ад» — это состояние окончательного самоисключения из общения с Богом, и он существует вечно. Так что католики все дальше уходят от представления об Аде как некоем месте, описанным Данте, к аду как состоянию.