«Матрешка» — это современный «День сурка». Рассказываем, чем хорош сериал
«Матрешка» рассказывает о 36-летней Наде, одинокой жительнице Манхэттена с типичными неврозами большого города, раз за разом переживающей собственную смерть. Ее сыграла Наташа Лионн, звезда «Оранжевый — хит сезона», который на этот раз досталась главная роль. История, вдохновлённая «Днём сурка», стала одним из самых обсуждаемых новых проектов Netflix и по-новому рассказала о фрустрациях среднего возраста. Разбираемся, чем примечательна «Матрешка» и как она характеризует наше время.
Внимание, текст содержит спойлеры!
В 2019 году мир свободной нью-йоркской женщины тридцати шести лет выглядит совсем не так, как вселенная Кэрри Брэдшоу. С копной не кукольно-светлых, а огненно-рыжих волос Надя курит две пачки крепких сигарет в день, хрипит, носит черный пиджак и драматичный макияж и не романтизирует секс на одну ночь. Она не пишет о туфлях, а занимается разработкой видеоигр на фрилансе — причем часто видит рабочие задачи и решения лучше коллег-мужчин, не воображая из себя многое, и не тратит деньги на дорогие бары и брендовые наряды в ущерб жизненному комфорту. Наде хотелось бы найти «того, рядом с которым она будет умирать», но она не будет прицельно тратить все время на его поиски. И чувство брошенности, и страх привязанности будут довлеть над ней накануне 36-го дня рождения, а все ее время и мысли будут заняты, в первую очередь, ею самой.
«Матрешка» — запутавшаяся, взрослая и опытная женщина, с которой начинают происходить сверхъестественные вещи. Каждый раз, когда она открывает дверь туалета и возвращается на вечеринку в честь своего же дня рождения, ее ждет нелепая и быстрая смерть. Первая — под колёсами машины: Надя не привыкла оглядываться по сторонам. Несколько других — еще глупее: фатальные падения с лестницы, замерзание насмерть на улице и даже падение в открытый уличный люк. Понимая как программист, что зависание на одном моменте — всего лишь «свидетельство ошибки в коде», Надя начнет искать способы исправить код своей личности: находя первопричину движения навстречу смерти, она по пути ненароком меняет жизнь нескольких людей вокруг себя.
Началом сюжета будет поиск рыжего кота Омлета, который часто захаживает к Наде через окно и считается наполовину бродячим, а наполовину все же ее питомцем. Как современная Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани», Надя привязана к рыжему коту — одновременно бродячему и нуждающемуся в родственной душе. Как бесприютный коэновский Льюин Дэвис, Надя пускается в неведомое ей приключение, когда теряет рыжего кота из виду — и ее путь к себе сулит много открытий, но и много разочарований. «Иллюзия свободной воли» испаряется довольно быстро: Надя понимает, что несвободна от усвоенных правил выживания из детства и слишком часто называла выбором дорогу наименьшего сопротивления.
«Матрешка» — свидетельство того, как современная зрелость окончательно рассталась с оптимизмом и сняла розовые очки в отношении подарков судьбы. Вместо радужных заветов мамы Форреста Гампа о том, что жизнь — коробка шоколадных конфет (и никогда не знаешь, какую вытянешь), Надя формулирует другой девиз. Регулярно умирая по собственной неосмотрительности, она изобретает лозунг заново: «жизнь — это коробка расписаний (timelines)», где выбранные возможности и относительность времени неминуемо приводят к разным последствиям. Ответственность дает осознание того, что нельзя списывать промахи и несовпадения на непрекращающийся эффект бабочки. Надя проживает день сурка не для того, чтобы найти единственную и спасительную любовь или стать чуть более приятным человеком, как герой Билла