Евразийские хлопоты
В дискуссии о «смещении центров силы» России отводится особая роль
Нет, Россия — не родина и не изобретатель евразийства (как идеи и концепции). Таковое очень даже живо за ее пределами. И вот вам активно обсуждаемая сейчас и ставшая уже политологическим бестселлером новая книга, главная мысль которой ясна из названия: «Рассвет Евразии: прослеживая новый мировой порядок». На нее поступают рецензии, в разных странах идут дискуссии, все как положено. Автор — португалец Бруно Масаеш, был государственным секретарем по европейским делам Португалии. О чем пишет?
Если совсем кратко, то у нас в Евразии рассвет. Исходная мысль здесь простая и хорошая: мы все уже живем в «новом евразийском мире», центр мировой власти и влияния смещается на восток Евразии, прежде всего к Китаю и Индии, поскольку именно там находится сегодня эпицентр модернизации, технологической и всякой прочей. Перешел туда с Запада, где находился временно — столетий этак пять. Вы спросите: что здесь нового, кроме очевидного? А вот что: будет очередная драка за влияние на территории «самого большого в мире массива суши».
Это не начало разговора среди мировых политологов, а его продолжение. Здесь надо прогуляться с читателем по полкам в основном азиатских книжных магазинов (притом что авторы книг там все еще в основном западные). Вот одно легковесное, но ключевое для понимания евразийства издание: «Когда Азия была миром» Стюарта Гордона. Он, собственно, пишет об очевидном для каждого азиата, как минимум — что между 700 и 1500 годами все, что не относилось к Азии, не имело для судеб мира никакого значения, служило периферией глобального развития. Правда, на взгляд настоящего западника все было наоборот. И тут есть знаменитая работа Эдварда Саида «Ориентализм». Насчет того, что западники поделили Евразию на Европу и Азию, придумав последнюю как антипод, как объект страха и ненависти. Но это уже выглядит как «олдскул», а в тренде — ставшая уже классикой книга американского консерватора Кристофера Бекуита «Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней». По сути, это мировая история, из которой среди прочего следует, что европейская цивилизация, не говоря об американской,— это поздний и не очень удачный субпродукт азиатских цивилизаций.