Юбилей первого в истории женского журнала пришелся на тревожные времена

ОгонёкИстория

Если женщина спросит…

Юбилей первого в истории женского журнала пришелся на тревожные времена: современные читательницы предпочитают старомодному чтению просмотр статусов в соцсетях и видео на YouTube

Материал подготовил Кирилл Журенков

И сто лет назад, и сейчас женский журнал в руках у дамы — признак того, что за модой она наверняка успевает. Фото Dea / Biblioteca Ambrosiana / Getty Images

Каждый феномен, изменивший мир, обрастает множеством легенд, и женские журналы не исключение. Первым из них считается «Дамский Меркурий», изданный… в далеком 1693 году, однако на звание первопроходца претендуют и другие. Вот, например, «Сокровище скрытых тайн», вышедший еще… в 1600-м и предназначенный для «знатных дам, честных матрон и добродетельных дев». Этот журнал делился с читательницами трактатами о моче или о том, как уберечься от чумы с помощью улиток и червей, сваренных в пиве. А вот кандидат на звание первого модного «глянца» — «Галантный Меркурий»: во времена Людовика XIV он был главным источником сведений о том, что носят в высшем свете, именно там появилось понятие «сезонов» в моде. Впрочем, главное достижение этих изданий, конечно, в другом — они были адресованы женской аудитории и, по сути, стали рупорами ее интересов.

Те же женские журналы оказались «маркерами» и еще одной революции — на этот раз потребительской. Напомним контекст.

— Возникло новое отношение к потреблению: общественное мнение теперь основывалось не на знатности происхождения, а на самопрезентации,— объясняет историк моды Мэган Виртанен.— Обладание вещами создавало новый статус и положение в обществе, а желание получить престижные товары и услуги появилось у широких слоев.

Как отмечает эксперт, «Дамский Меркурий», заявленный как журнал о любви и браке, но при этом в основном пишущий об одежде и косметике, задал тон для многих последующих изданий. И вот ко второй половине XIX века рынок оказался заполнен разнообразными женскими журналами: о рукоделии, кулинарии, домоводстве, иногда там даже поднимались вопросы образования и обсуждались социальные язвы. Объединяло эти журналы одно — они в первую очередь объясняли (как в рекламе, так и в статьях), какие товары нужно купить, чтобы считаться «тонко чувствующей женщиной со вкусом». Такая установка сохранилась и в XX веке, ее лишь усугубило появление массового маркетинга.

Женские журналы перестраивались под новые потребительские реалии буквально на ходу: например, в знаменитом американском «Домашнем журнале для дам» читательниц убеждали покупать упакованные продукты под известными брендами — и это во времена, когда большинство товаров продавалось безымянными! Там же придумали помещать рекламу хлопьев или соды рядом с кулинарными колонками, отмечает профессор Кэти Пейс из Университета Пенсильвании (США). А вот еще одно ноу-хау — «обрывать» статьи, чтобы читатели пролистали журнал до конца — рекламные объявления обычно помещались на последних полосах. Появилась и первая «джинса» — различные бренды стали как бы между делом упоминаться в печатавшихся рассказах.

Однако лишь к моде и потреблению женские журналы, разумеется, не сводились: по ним можно изучать развитие общества в целом. Например, на рубеже XIX–XX веков во всем мире стали популярны «суфражистские» издания (в США даже существовал журнал «Антисуфражист» (1908)), а когда женщины пошли в бизнес, появился «Журнал для деловых женщин» (1914)...

В каждой стране женские журналы были свои — и это тоже показательно. «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка»… Так женщину воспринимали в Советском Союзе.

— До революции женские журналы были рассчитаны на женщин-домохозяек в самом широком смысле,— говорит завкафедрой Ростовского университета путей сообщений и один из самых авторитетных отечественных специалистов по этой теме Виктория Смеюха.— Разделы моды, советы по дому… Женщина была одновременно и работница, и жена, и мать, и хозяйка. Однако в советское время журналы закрывают как раз за пропаганду этого образа — женщины-домохозяйки, а рубрики по кулинарии или моде исчезают с журнальных полос. Установка другая: женщина — равноправный член социалистического общества, которой не надо готовить или привлекать мужчин с помощью модных нарядов, это пережиток прошлого. Основное место в женских журналах занимает идеология: считается, что скоро из всех женщин сделают коммунисток, и тогда журналы вообще можно будет закрыть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоящие люди Стоящие люди

10 самых дорогих футболистов Чемпионата мира — 2018

Forbes
Стиль Патрика Мелроуза Стиль Патрика Мелроуза

О чем говорит внешний вид главного героя

Esquire
От «Дня сурка» до «Интерстеллара»: 33 лучших фильма о временных петлях От «Дня сурка» до «Интерстеллара»: 33 лучших фильма о временных петлях

Разница между двумя типами «временной петли» в научной фантастике

Playboy
Вечный лидер. Как Путину остаться у власти после 2024 года Вечный лидер. Как Путину остаться у власти после 2024 года

Путин может сохранить власть в России, несмотря на потерю поста президента

Forbes
«Футбол — это свобода, это целая вселенная» «Футбол — это свобода, это целая вселенная»

Группа Maroon 5 записала гимн рекламной кампании Hyundai

Esquire
Ближний круг Путина. Почему важны перестановки в администрации президента Ближний круг Путина. Почему важны перестановки в администрации президента

В ближайшее время администрацию президента ждет обновление кадрового состава

Forbes
Татьяна Проценко. Сказка Мальвины Татьяна Проценко. Сказка Мальвины

История актрисы, сыгравшей Мальвину в детской сказке

Караван историй
10 самых впечатляющих подводных находок 10 самых впечатляющих подводных находок

Что из созданного когда-то человеком может скрывать под собой толща воды

Популярная механика
Анфиса Чехова: «Что меня возбуждает в мужчине? Волосатая грудь!» Анфиса Чехова: «Что меня возбуждает в мужчине? Волосатая грудь!»

Телеведущая призналась, кто станет отцом ее второго ребенка

StarHit
Счастливы вместе Счастливы вместе

Интервью с во­ка­листом груп­пы «Маль­бэк» Ро­маном и пе­ви­цей Сю­зан­ной

Glamour
Chevrolet Traverse. На всех хватит Chevrolet Traverse. На всех хватит

Очередной большой SUV с тремя рядами

АвтоМир
Охотник на лис. Как распознать проблемного сотрудника на собеседовании Охотник на лис. Как распознать проблемного сотрудника на собеседовании

Как выявить ненадежных и откровенно вредных для компании людей

Forbes
Там, за горизонтом Там, за горизонтом

Кризис среднего возраста — спорная история

Добрые советы
Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018 Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018

Forbes разбирается, фанаты каких сборных потратят в России больше всего

Forbes
Дмитрий Афиногенов рассказал, что ждет сочинских болельщиков Дмитрий Афиногенов рассказал, что ждет сочинских болельщиков

О развлечениях в Сочи и о том, что приготовили для болельщиков к ЧМ-2018

Maxim
Визитка Визитка

Андрей Деллос — творец, ставший успешным ресторатором

SNC
Чопнутые на всю голову: культовые мотоциклы американской мечты Чопнутые на всю голову: культовые мотоциклы американской мечты

Знаешь где у мотоцикла обезьянья вешалка? Слушай, значит, сюда…

Maxim
Главные аксессуары лета-2018 Главные аксессуары лета-2018

Главные предметы этого лета перечисляет тренер по стилю Роман Медный

Cosmopolitan
Таиланд: отпуск с видом на будущее Таиланд: отпуск с видом на будущее

Таиланд готов ответить на любые вызовы гостей

Esquire
Салонные игры Салонные игры

Машина – целый интерактивный мультимедийный комплекс.

АвтоМир
Открытое закрылось Открытое закрылось

Что удалось и не удалось «Открытому правительству»

Огонёк
Вся власть у банков. Рейтинг крупнейших компаний мира возглавили китайцы Вся власть у банков. Рейтинг крупнейших компаний мира возглавили китайцы

Торгово-промышленный банк Китая возглавил рейтинг Forbes Global 2000

Forbes
В каких продуктах есть белки? 7 главных альтернатив мясу В каких продуктах есть белки? 7 главных альтернатив мясу

Вы решили отказаться от мяса или снизить его потребление?

Playboy
Так ли хороши здоровые отношения? Так ли хороши здоровые отношения?

Отношения развиваются постепенно. Действительно ли это то, что нам нужно?

Psychologies
5 несуразных идей великих ученых 5 несуразных идей великих ученых

Наука необязательно должна быть скучной. Она может быть еще и сумасшедшей!

Maxim
Ребенок — глава семьи? Ребенок — глава семьи?

Идет ли «детоцентризм» на пользу ребенку

Psychologies
«Мы можем сдержать маховик несправедливости» «Мы можем сдержать маховик несправедливости»

Глава Сахаровского центра — о жизни под клеймом «иноагента»

Русский репортер
«Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей» «Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей»

Как выстроить отношения со взрослыми детьми

Psychologies
Как устроен вантовый мост? Как устроен вантовый мост?

Из всех гигантских сооружений вантовые мосты, пожалуй, больше всех радуют глаз

Популярная механика
От Шакиры до Костенко: самые сексуальные жены футболистов От Шакиры до Костенко: самые сексуальные жены футболистов

Мы решили вспомнить самых сексуальных жен знаменитых футболистов

Cosmopolitan
Открыть в приложении