«Дружба» требует ремонта
От критического состояния легендарной нефтяной магистрали, унаследованной Белоруссией с советских времен, до неспособности Минска и Москвы договориться по цене черного золота,— сырьевая заноза в хрупком организме союзного государства нарывает с каждым годом все больше. Есть ли лечение?
В последние лет десять у белорусов сложилась традиция — вечером 31 декабря они задаются вопросом: «Подпишет ли президент Лукашенко договоры на поставки газа и нефти в страну или не подпишет?» Обычно торги с Москвой на эту жгучую тему хоть и затягиваются до позднего вечера, но заканчиваются благополучно. Однако в этот раз что-то пошло не так, и 1 января российские компании полностью прекратили подачу нефти в Белоруссию. Вопрос из года уходящего перекочевал в наступивший, причем остается самым актуальным для маленькой республики до сих пор.
Новогодние хлопоты
На этом фоне красивые слова о скорой углубленной интеграции, которых было немало сказано в прошлом году, быстро забылись. На первый план вышли экономические интересы двух государств. Если коротко, то белорусская сторона не согласна покупать нефть по стоимости, предложенной Россией. А именно: требует снизить контрактную цену на 10 долларов за тонну (они являются премией к рыночной цене). Москва на уступки не идет.
Кроме того, до сих пор остается нерешенным вопрос с компенсацией за «грязную» нефть, которая поступала на белорусские нефтеперерабатывающие заводы весной 2019-го и парализовала их работу на несколько месяцев. В итоге предприятия понесли убытки, которые оцениваются в сотни миллионов долларов. Минск предлагает повысить тариф на транзит российской нефти по своей территории и так урегулировать конфликт, но российских поставщиков такой вариант не устраивает.
Единственными компаниями, которые согласились на минские условия и возобновили поставки нефти без премии, стали подконтрольные Михаилу Гуцериеву — «РуссНефть» и «Нефтиса». Впрочем, иначе российский бизнесмен поступить просто не мог. У него с братской республикой слишком тесные связи: он строит в Минской области калийный комбинат, да и в целом является одним из ключевых игроков на белорусском рынке. Ему же принадлежат роскошный отель «Ренессанс» в центре белорусской столицы, терминал в национальном аэропорту, бизнес-центр, база отдыха и даже компании в сфере высоких технологий. Пресс-секретарь Лукашенко даже как-то назвала Гуцериева «человеком, которому президент Белоруссии неукоснительно доверяет».
Тем не менее жест доброй воли россиянина — 750 тысяч тонн нефти — слишком скромный объем, который поможет белорусским НПЗ работать только на минимальных мощностях. Экспорт нефтепродуктов из страны пока прекращен.
Самое неприятное в том, что конкретных выходов из сложившейся ситуации не видать. Чтобы народ зазря не стал волноваться, белорусские власти сами создают околонефтяные инфоповоды. Так, на днях Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому вводится экологический налог на транзит нефти по территории страны. Общественность и журналисты тут же заподозрили президента в попытке таким образом вынудить российскую сторону пойти на уступки. Поначалу это действительно было похоже на правду. Ведь, несмотря на то что Белоруссия осталась без нефти, транзит через ее территорию по трубопроводу «Дружба» продолжается. Тем не менее спустя пару дней текст указа обнародовали и выяснилось, что «плательщиками экологического налога признаются организации, осуществляющие транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом». А это на белорусской территории государственная компания «Гомельтранснефть Дружба». То есть налог будут платить не россияне, а… белорусы.