Денежная машина для дочери президента: как создала бизнес богатейшая женщина Африки и гражданка России Изабель душ Сантуш
Богатейшая женщина Африки и гражданка России Изабель душ Сантуш создала бизнес-империю с помощью сотен подставных компаний, протекционистских сделок и связей отца, бывшего президента страны, следует из новой масштабной утечки документов.
Изабель душ Сантуш — дочь бывшего президента Анголы и, как недавно выяснилось, гражданка России, ее муж и действующие в их интересах лица создали в десятках юрисдикций, включая офшорные и «налоговые гавани», бизнес-империю более чем из 400 компаний, которые получили от правительства Анголы контракты на миллиарды долларов, утверждается в расследовании Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). Журналисты утверждают, что именно недобросовестные сделки, совершавшиеся на протяжении 20 лет, сделали душ Сантуш самой состоятельной женщиной Африки, а богатую нефтью и алмазами Анголу — одной из самых бедных стран мира.
Новое расследование ICIJ называется Luanda Leaks. Оно продолжалось восемь месяцев, в течение которых более 120 журналистов изучили сотни тысяч полученных в результате утечки документов и опросили десятки людей. Утекшие документы включают в себя электронные письма и документы компаний душ Сантуш, отчеты консультантов, налоговые декларации и др.
Результаты расследования обнародованы сразу в нескольких крупных международных изданиях, среди которых The New York Times, The Guardian. Forbes рассказывает о главных выводах этих публикаций.
Появление миллиардера
Ключевым деловым партнером душ Сантуш ICIJ называет ее мужа Синдику Доколо. Они поженились в 2002 году, когда ей было 29, а ему — 30. Доколо — состоятельный конголезский бизнесмен и коллекционер произведений искусства «с пристрастием к автомобилям Porsche, американскому баскетболу и африканскому искусству». В посвященной свадьбе статье в еженедельнике Jeune Afrique Доколо заявил: «Следующие олигархи — вроде тех, кого мы видим в России, — будут выходцами из нашего региона».
Из расследования следует, что за последние десятилетия (журналисты изучают период с 1992 года) душ Сантуш и ее муж зарегистрировали более 400 структур в 41 стране. Часть компаний создавались в «налоговых гаванях», вроде Мальты и Гонконга. Как утверждает ICIJ, эти юрисдикции команда душ Сантуш использовала, чтобы сохранить ее состояние. Фаворитом из юрисдикций была Мальта: журналисты обнаружили среди утекших документов подготовленное юристами 16-страничное описание налоговых льгот Мальты, в котором указывалось, что, создав компанию в этой стране, можно начать бизнес и получать дивиденды, проценты и роялти без уплаты налогов.
Как минимум 94 компании были зарегистрированы в юрисдикциях, гарантирующих сохранение финансовой тайны, таких как Дубай, Маврикий и Британские Виргинские острова. Треть из этих компаний были подставными, утверждает ICIJ. Как утверждается в расследовании, душ Сантуш и ее муж использовали этот «архипелаг подставных фирм» для того, чтобы без лишнего внимания инвестировать в бизнес и недвижимость.
Например, в 2010 году Доколо использовал две мальтийские компании для приобретения контрольного пакета в швейцарской ювелирной компании De Grisogono. Его деловым партнером в этой сделке стала ангольская госкомпания Sodiam, занимающаяся торговлей алмазами. Sodiam помогла финансировать сделку и одолжила ювелирной компании более $120 млн, следует из документов.
Другую мальтийскую компанию душ Сантуш и ее муж использовали для покупки квартиры в Монте-Карло за $55 млн, указывает ICIJ. В 2016-м душ Сантуш и Доколо через подставную компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах, приобрели яхту за $35 млн.
В интервью и публичных выступлениях душ Сантуш позиционирует себя как селфмейд- миллиардера. Например, в интервью Financial Times она рассказывала, что ее предпринимательский дух проснулся еще в детстве, когда она продавала куриные яйца, чтобы покупать себе сладкую вату. В свою очередь, ICIJ называет ее «главным бенефициаром» деятельности отца — Жозе Эдуарду душ Сантуша, который бессменно правил Анголой 38 лет. Душ Сантуш относился к Анголе «как к своей личной ферме», заявил журналистам местный правозащитник Сальвадор Фрейре.
Брак родителей Изабель душ Сантуш распался, когда она была ребенком. В 1979 году шестилетняя душ Сантуш с матерью, уроженкой Пензы Татьяной Кукановой, уехала из Анголы в Лондон, где закончила школу и получила инженерное образование. Тем не менее она оставалась близка с отцом — как отмечается в расследовании, на семейных встречах они иногда доставали гитары и импровизировали вместе.