«Маленькие женщины»: Как Грета Гервиг переосмыслила фундаментальный американский роман
В прокате "Маленькие женщины" — экранизация классического романа воспитания американской писательницы Луизы Мэй Оклотт, в которой снялись Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Флоренс Пью, Эмма Уотсон, Мэрил Стрип и другие звезды кино. Режиссер Грета Гервиг по-своему перечитала роман и расставила новые — современные — акценты. Егор Москвитин рассказывает, что у нее получилось.
В российский прокат выходит не только пыльная военная драма “1917”, но и нарядные “Маленькие женщины” — последний из претендентов на главный “Оскар”. В США фильм Греты Гервиг начали показывать еще перед Рождеством, подчеркнув статус произведения Луизы Мэй Олкотт. Ее “Маленькие женщины” — и роман воспитания, и святочный рассказ, и семейная сага, и сказка про растаявший снег. Абсолютно универсальная литература, неотъемлемое звено национальной ДНК. Но наш зритель всей сложности фильма Греты Гервиг, скорее всего, не заметит. Со стороны кажется, что это просто качественная и вдохновенная костюмная драма — вроде очередной адаптации “Войны и мира”.
Но в американской прессе вокруг “Маленьких женщин” сейчас кипят страсти, которые не снились и “1917”. Кто-то доказывает, что вместо кино для девочек будущего Гервиг (между прочим, актриса из фильма “Женщины XX века”) сняла компромиссную драму про женщин прошлого. Кто-то посвящает целые эссе сравнению отдельного персонажа книги с его воплощением на экране. Кто-то называет адаптацию Гервиг отчаянно радикальной, а кто-то — слишком учтивой. Чтобы понять, из-за чего столько шума, нужно уточнить про новую экранизацию несколько важных вещей.
Грета Гервиг еще больше связала главную героиню с самой Олкотт
“Маленькие женщины” — история четырех дочерей американского священника, оставившего дом из-за Гражданской войны. Семью ждет бедность, но дети не осознают надвигающейся катастрофы. Старшая из сестер — Джо (Сирша Ронан) — помогает маме, зарабатывая сочинительством историй. В романе есть пронзительная сцена, в которой девушка продает свои волосы — и в реалиях пуританской Америки XIX века это такое же унижение и такая же жертва, как торговля собой. На молодую писательницу давит издатель, и фильм, разумеется, обостряет эту сюжетную линию про отношения женщин и мужчин и авторов и продюсеров в творческих профессиях до предела.