Делу Лейдена верны
28 марта в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции». Об одном из крупнейших в мире частных собраний голландской живописи XVII века и его избранных произведениях, которые впервые предстанут перед российской публикой, «Огоньку» рассказала куратор коллекции Лара Ягер-Красселт
Выставка в Пушкинском музее — четвертая остановка в мировом турне Лейденской коллекции. Стартовали гастроли в парижском Лувре около года назад, когда собрание впервые было представлено широкому зрителю. Прежде даже в среде искусствоведов звучало мнение, что коллекция эта чуть ли не плод фантазии, так как за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком. Вернисаж, где были показаны три десятка шедевров старых голландцев, и прежде всего Рембрандта, разубедил скептиков.
Следом за столицей Франции собрание принимали у себя Национальный музей Китая в Пекине и Long Museum в Шанхае. Теперь пора Москвы: в ГМИИ им. Пушкина выставят 80 картин и два рисунка из Лейденской коллекции. Затем выставка переедет в Санкт-Петербург в Эрмитаж, где откроется 5 сентября. И оттуда уже отправится в Лувр Абу-Даби: «младший брат» парижского музея, открывшийся в столице Арабских Эмиратов в прошлом году, покажет собрание в отличной от российской конфигурации.
Союз мастеров
— Выставка представляет золотой век голландского искусства через призму Лейдена — города, где в 1606 году родился Рембрандт и в честь которого коллекция получила свое название,— объясняет «Огоньку» ее куратор Лара Ягер-Красселт.— Фокус делается на художественном сообществе, которое в ту пору сформировалось в Лейдене, а также на традициях живописи, сложившихся тогда в городах по всей Голландской Республике. Выставка Лейденской коллекции позволяет воссоединить произведения с их собратьями в Пушкинском музее и Эрмитаже, благодаря чему голландское искусство XVII века предстает с новой, впечатляющей стороны.
На выставке покажут 12 картин и один рисунок Рембрандта из Лейденской коллекции. Притом что всего в частных собраниях сейчас около трех с половиной десятков полотен великого голландца. Остальными работами (в целом известно о 350 картинах Рембрандта) владеют ведущие музеи мира.
— Мы особенно рады представить в России ранние шедевры мастера,— замечает Ягер-Красселт.— Это работы из серии аллегории чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавнее приобретение коллекции — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» — самая ранняя из работ, подписанных художником.
Как известно, в этой серии было пять полотен, три из них удалось собрать в Лейденской коллекции. И последняя из названных картин, как отмечает ЯгерКрасселт, стала находкой. Ее обнаружили в малоизвестном аукционном доме в Нью-Джерси (США) два французских дилера: она не имела авторства, лишь описание «континентальная школа» и изначально оценивалась в 1–1,5 тысячи долларов. Дилеры определили в ней кисть Рембрандта, но не придали это огласке и выкупили картину в итоге за 1 млн долларов, для чего даже взяли кредит, а затем перепродали в Лейденскую коллекцию. Позже полотно по подписи было атрибутировано как творение Рембрандта.
Увидеть работы его раннего, «светлого периода» — редкая возможность в России, где в основном представлены шедевры его позднего, «темного периода».
— Зрелый период творчества Рембрандта уже в Амстердаме, куда мастер переехал в 1631 году, на выставке представляют «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами»,— добавляет куратор коллекции.— Зрители увидят и знаменитую «Минерву», которую можно отнести к тому же ряду, что «Даная» и «Флора» в коллекции Эрмитажа.
Будут показаны на выставке и рембрандтовские tronies, так называемые экспрессивные головы, из Лейденской коллекции: «Женщина в белом чепце», «Портрет старика», а еще «Голова девушки», которая служила эскизом для Девы Марии в «Святом семействе» (картина находится также в Эрмитаже).
Экспозиция включает и произведения художников, «попавших в орбиту Рембрандта». «Это и работы его прославленных современников — Франса Халса, Яна Ливенса, Яна Стена, и творения успешных его учеников — Говерта Флинка, Фердинанда Бола, Карела Фабрициуса»,— говорит Ягер-Красселт. В Лейденской коллекции собраны полотна старых голландцев, созданные между 1620 и 1700 годом. Она содержит картины на исторические сюжеты, жанровые сцены и портреты. В ней нет пейзажей, и лишь два натюрморта — как исключение.