Пастор Вера
В Астрахани есть лютеранская община и руководит ею женщина-пастор. Каким священником может быть женщина, узнал «Огонек».
Вера Зауэр — одна из немногих женщин-пасторов в России. Она служит в лютеранской церкви Астрахани уже 25 лет. Ее прихожане — городская лютеранская община — 80 человек. Потомки немецких купеческих семей, которые жили в Астрахани до революции. В 90-х годах они стали возвращаться в город из Казахстана, куда были выселены советской властью. И женщина-пастор смогла объединить их вокруг веры предков.
Историческое здание, где в XIX веке была лютеранская церковь, уже 50 лет жилой дом. Прорублено три этажа окошек, навешаны балкончики. Поэтому службы Вера проводит в деревянном доме напротив. Тут 200 лет назад жили священники. Двухэтажное здание с зубьями готических башенок на крыше и стрельчатыми окнами — центр лютеранской общины Астрахани. Сюда принесли крест, сделали алтарь. Пастор Вера Зауэр поднимается на деревянное крыльцо. У входа изображение розы Лютера — красное сердце внутри белой розы — символа радости и мира. Женщина надевает облачение пастора — черную мантию и особый шарф — столу.
Дому, где она проводит службы, требуется ремонт, в нем нет отопления.
«Зимой ну час можно выдержать,— говорит Вера,— в холодное время я прошу детей не приводить. Кроме того, если необходимо, я навещаю прихожан дома и совершаю обряды там. У нас лютеранская община небольшая. Ремонт мы сами не потянем. Но все-таки это деревянное историческое здание, которому 200 лет. Может быть, кто-то захочет помочь нам его отреставрировать».
Астраханские немцы собираются для обсуждения дел общины раз в год. Но часто встречаются по воскресеньям, приходят в церковь послушать проповедь Веры.
«Писать проповеди нас учили в семинарии,— говорит она,— но чтобы тебя слушали прихожане, все-таки особые способности нужны. Пастор, которого неинтересно слушать, не сможет объединять общину». Полноправным членом общины можно стать в 14 лет после специального богослужения — конфирмации.
— Во время этого обряда я спрашиваю подростка, хочет ли он быть частью лютеранской общины,— рассказывает Вера,— очень важно, чтобы решение о вступлении было самостоятельным. Все-таки вопрос веры — это очень личный вопрос.
Рождение «Надежды»
Дедушка пастора Веры был немецким купцом. Вместе с семьей он жил в Бессарабии. Мама Веры, Матхильда, ребенком в 1939 году попала в немецкий лагерь и оставалась в нем всю войну. Выжила единственная из всей семьи. После войны советская власть отправила Матхильду строить Норильск, а потом на поселение в Сибирь якобы за кражу мешка зерна с поля.
— Там она вышла замуж,— говорит Вера,— родилось трое детей. Я и двое братьев.
Вера была единственным ребенком Матхильды, кого при рождении крестили в лютеранскую веру. «Там, под Красноярском, был немец-лютеранин, священник,— рассказывает женщина,— он работал на большегрузах. Ездил из поселка в поселок по работе. И если его просили, крестил детей. Он был проездом в нашей деревне, когда я родилась, и крестил меня».