Буря после затишья
После пяти месяцев затишья вновь разгорелись боевые действия, которые США, Германия, Польша и Россия уже много лет ведут вокруг газопровода «Северный поток – 2» (СП-2). Это затяжное противостояние уже впору назвать «гибридным» — до такой степени реальные геополитические и экономические соображения в нем переплелись с фейками, эмоциями и откровенной игрой на публику. «Огонек» присмотрелся к ряду событий мая 2020-го, которые больно ударили по проекту века.
Затишье началось в декабре после того, как Эдвард Хеерема, глава швейцарской фирмы Allseas и владелец трубоукладчика Pioneering Spirit (одного из крупнейших в мире) вынужден был увести это уникальное судно с Балтики, получив от американского сенатора Тэда Круза ультимативное требование немедленно прекратить работы по прокладке СП-2. «Иначе будут приняты серьезные юридические и экономические меры, опасные для существования компании»,— цитировала письмо Круза немецкая Handelsblatt, газета деловых кругов. Столь жесткой формулировки никто не ждал. Даже выдвигая ультиматум Ирану незадолго до этого, США отвели на исполнение своих требований месяц. Будь тот же месяц у Pioneering Spirit, Allseas успела бы проложить последние 150 км трубопровода, и проект был бы спасен.
Впрочем, о том, что американцы недовольны строительством СП-2, знали все. Трамп не уставал повторять, что поставки газа из России «делают союзников США уязвимыми» и «подрывают суверенитет Украины». Причем делал это так настойчиво, что однажды Ульрих Шпехт, эксперт Германского фонда Маршалла, в интервью Bild не удержался и прояснил сущностную деталь, которую не понимают американцы. Вот цитата: «Германия проводит в отношении России политику сдерживания, вводит против нее санкции, но при этом готова быть в энергетической зависимости от России».
В общем, в конце 2019‑го, когда с транзитом через Украину разобрались, в Берлине вздохнули с облегчением: «Успешное заключение долгосрочного договора на транзит в очередной раз доказывает, что “Северный поток — 2” не может представлять опасности для Украины»,— писали тогда немецкие комментаторы, ссылаясь на МИД ФРГ. Вот только Вашингтон эти аргументы не убедили. Еще в феврале 2020‑го Handelsblatt со ссылкой на дипломатические круги США предупредила: «Если Россия попытается завершить строительство, то Палата представителей и Сенат примут новый закон о санкциях». На прошлой неделе (27 мая) угрозу конкретизировал и Ричард Гренелл, посол США в Берлине (его считают рупором Трампа в ФРГ):
— Новые санкции могут быть приняты быстро, ведь их поддерживают обе партии (речь о республиканцах и демократах.— «О»). Германия как можно быстрее должна пересмотреть свою политику в отношении России.
Пересказав слова Гренелла, газета Welt дает расшифровку: «На этот раз санкции, видимо, должны затронуть европейских инвесторов, участвующих в проекте, фирмы, обслуживающие трубопровод, а возможно, и покупателей газа».
И как на все это реагировать? «Мы всерьез обеспокоены ситуацией,— признает представитель немецкого энергоконцерна Uniper, вложившего в финансирование трубопровода свыше 900 млн долларов.— Трубопровод стоимостью 10 млрд может стать инвестиционной руиной на дне Балтийского моря». Это не единственное высказывание такого рода. Сейчас все инвесторы и возможные партнеры смотрят на СП-2 почти с тем же страхом, с каким смотрят на зараженных коронавирусом. Желающих заниматься этим проектом нет. Да и уверенности в том, что он выживет, тоже.
Своими силами
«Газпром», естественно, хочет достроить СП-2, но вынужден рассчитывать только на свои силы. Pioneering Spirit решено заменить крановым судном «Академик Черский», принадлежащим компании «Газпром флот». Судно достаточно современное и тоже называется трубоукладчиком, хотя нужного для СП-2 оснащения на нем изначально не было. Планировалось, что после дооборудования и при круглосуточной работе оно сможет укладывать в сутки 1,5–2 км труб — пусть вдвое меньше, чем Pioneering Spirit, но уже кое-что.
В момент, когда принималось решение о достройке СП-2 силами «Академика Черского», судно «работало» на Дальнем Востоке. Переход оттуда в Балтийское море планировалось завершить за два месяца, но, видимо, опасаясь санкций США и прочих козней, оно двигалось по непредсказуемому маршруту и лишь в начале мая пришло в немецкий порт Мукран, где находится логистический центр СП-2.
Там выяснилось, что желающих страховать риски, связанные с работой «Черского» на СП-2, нет. После десяти продлений конкурс на страхование отменили 25 мая: вопросы о том, возможно ли дооснащение без страхования, будут ли вообще проводить дооснащение и когда начнутся работы, оставались открытыми. Тем не менее на момент сдачи этого номера стало известно, что «Академик Черский» вышел в море.
В основном работы должны проходить в датских водах. Поэтому, когда оператор проекта (Nord Stream AG) решит, что готов начинать, он должен представить план работ датскому энергетическому агентству, которое оценит его соответствие выданному ранее разрешению. Впрочем, уже объявлено, что в июле — августе работы в датских водах запрещены: идет нерест трески. Стало быть, речь может идти лишь об осени-зиме, а это самые трудные месяцы для работ на Балтике. Формально, если работы начнутся 1 сентября, то при непрерывной укладке по 1,5 км в день на завершение проекта потребуется около 2,5 месяца. Но осведомленные эксперты рассуждают иначе: если все сложится, есть шанс, что газопровод будет готов к середине 2021 года.