Битва экранов
Стартующий на днях 71-й Международный Каннский кинофестиваль запомнится не только громкими премьерами и знаменитыми именами, но и новыми запретами
С этого года не ищите в соцсетях селфи с красной дорожки Канна: фестиваль вводит запрет на эту популярную забаву. Говорят, селфи давно раздражали генерального директора фестиваля Тьерри Фремо, и вот Канн перешел к активным действиям. Сам запрет Фремо объясняет просто: селфи задерживают проход гостей по красной дорожке, они вульгарны и создают «грандиозный беспорядок». Насколько более чинной станет эта традиция в нынешнем году — можно будет убедиться уже 8 мая.
Однако это еще не все нововведения. Другой свежий запрет неприятно удивил журналистов: для них отменили допремьерные пресс-показы. И снова дадим слово Тьерри Фремо: его идея в том, чтобы сделать гала-премьеры «сердцем фестиваля». Однако предшествующие им пресс-показы зачастую сопровождаются свистом и улюлюканьем критиков и это заранее расстраивает самих творцов. Теперь же пресс-показы будут проходить параллельно с премьерой!
К тому же Фремо считает, что мы живем в новом мире, где мнение о фильме выкладывают в соцсети сразу после финальных титров. Однако твит и критическая статья — не одно и то же, и сам директор вполне готов подождать денек, чтобы прочесть ее в печатном виде.
Бой с тенью
Впрочем, самой скандальной новостью, связанной с фестивалем, стало противостояние между Канном и стриминговым гигантом Netflix — этот конфликт, ни много ни мало, должен определить контуры мировой киноиндустрии на ближайшие годы. Разберемся.
Когда в прошлом году на экране главного каннского кинозала «Люмьер» возник логотип стримингового сервиса Netflix, в зале, полном кинокритиков, раздались свист и крики. Конечно, о причинах недовольства можно только догадываться (имела место техническая неисправность во время показа). Однако сам факт символичен: современный кинематограф переживает масштабные перемены, связанные с появлением стриминговых сервисов. На нынешнем, 71-м Каннском фестивале этот конфликт перешел в горячую фазу: согласно новым правилам фестиваля в конкурсе могут участвовать только те фильмы, которые были показаны во французских кинотеатрах. Интрига в том, что согласно французскому законодательству после появления на экранах фильм не должен демонстрироваться онлайн в течение… 36 месяцев. Для стримингового гиганта, ратующего за выпуск фильмов в интернете одновременно с кинотеатральной премьерой, это стало принципиальным препятствием: сервис отозвал сразу несколько картин, которые собирался представить в Канне.
Теперь конкурс не досчитается нового кино от лауреата «Оскара» Альфонсо Куарона или от Пола Гринграсса, известного автора фильмов о Борне. Не покажут в Канне и легендарную ленту Орсона Уэллса «Другая сторона ветра» — эту кинокартину, которую не успел завершить классик мирового кинематографа, доделали благодаря поддержке Netflix.
В проигрыше в результате все: как отмечают эксперты, стриминговому гиганту теперь будет сложнее привлекать в свои ряды звезд, ведь, связавшись с ним, они могут остаться без фестивальных премьер. Но может проиграть и Канн, если кто-то из основных конкурентов, например Венецианский фестиваль или фестиваль в Торонто, подсуетится и примет стриминговые премьеры у себя. Однако, похоже, о выгодах уже никто не думает, ведь на кону будущее киноиндустрии в целом.
Карточный домик перемен
— Я никогда не видел руководителей киностудий настолько напуганными и неуверенным, как сейчас,— утверждает в интервью CNN Бен Фритц, автор книги «Большая картина: сражение за будущее кинофильмов». И предлагает взглянуть на то, как много подписчиков у современных сервисов потокового видео (предоставляющих видеоконтент в интернете по подписке), как быстро они растут и как много денег могут потратить. Даже крупняки вроде Warner или Disney понимают, что не могут с ними соревноваться. А ведь еще несколько лет назад никто не рассматривал эти сервисы всерьез…