Культура | Персона
«Если бы людям не нравилось насилие, его бы не было»
На днях в Санкт-Петербурге в рамках кинофестиваля «Послание к человеку» был представлен фильм Джонатана Литтелла Wrong Elements («Неправильные элементы»). «Огонек» поговорил с писателем и режиссером о насилии и человеческой норме
Документальный фильм лауреата Гонкуровской премии, писателя Джонатана Литтелла, автора знаменитого романа «Благоволительницы» (2006), рассказывает о длительном военном конфликте в Уганде. С 1987 года Lord’s Resistance Army — угандийская националистическая группировка — воюет против правительства за установление теократического режима. Печальную известность группировка приобрела из-за массовых похищений детей. Литтелл исследует психологию тех, кто в подростковом возрасте был похищен и затем стал боевиком; теперь они пытаются вернуться к мирной жизни. Литтелл хочет быть максимально объективным ко всем сторонам конфликта: его, как и нас, интересует прежде всего сама природа насилия.
— Военный конфликт в Уганде похож на все другие конфликты — это первое, что бросается в глаза в вашем фильме. Все его участники ведут себя так же и говорят примерно то же, что и участники конфликтов в Югославии в 1990-х или в Сирии в 2010‑х… В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие этого конфликта, почему вы выбрали его?
— С антропологической точки зрения действительно все подобные конфликты похожи. Люди борются за власть, за ресурсы, за положение. Однако у каждого конфликта есть своя местная специфика. Что отличает, например, военную организацию, которую я исследую (Lord’s Resistance Army, далее LRA.— «О»), от других? То, что в качестве солдат она использовала похищенных подростков, почти детей (согласно статистике, более 60 тысяч за последние 25 лет.— «О»). А также то, что эта организация имеет религиозный характер. В ней царил некий пуританский дух. Ее идеологи не используют наркотики или алкоголь для контроля над личностью, в отличие от других подобных организаций в Конго и Сьерра-Леоне, где как раз в большом количестве используется и алкоголь, и наркотики. LRA — это в большей степени идеологическая организация. И главным движителем ее является именно идеология. Война там идет уже 25 лет.
— Герои вашего фильма — люди, которые ничего, кроме войны, не видели. Фактически они являются частью самого механизма войны. Тем не менее они не выглядят как-то по-особенному… Часто смеются, рассказывая об ужасном… Как вы это объясняете?
— Ну, во-первых, это естественная защитная реакция. Сказать по правде, все, кто долгое время провел в местах обостренных конфликтов, обладают таким специфическим чувством юмора, который можно назвать черным. А во-вторых, что бы мы ни говорили, все-таки дети остаются детьми. И даже если они воюют, они все равно — дети.
— Достоевский утверждал, что убийство принципиально меняет природу человека. Можем ли мы в таком случае говорить о том, что в этих людях осталось что-то «детское»?
— В этом конкретном вопросе я не соглашусь с Достоевским. Люди всегда остаются людьми, и даже после убийства мы продолжаем рассматривать их в качестве людей. И каким-то образом этим людям нужно справляться с этим. Насилие — часть человеческой личности. Например, в вашей культуре: если где-то начинается драка, то все с удовольствием в нее ввязываются. Вы знаете это лучше, чем кто-либо. В этом нет никакого парадокса; я думаю, это просто очень неприятная реальность. Если бы людям не нравилась война и насилие, то их бы не было. А тут получается, что каким-то людям это еще и чертовски нравится. Безусловно, таких меньшинство, но этого малого числа достаточно, чтобы создавать огромные проблемы остальному человечеству.