90-летний юбилей отмечает жалобная книга. Уникальное изобретение, пережившее СССР, давало людям возможность излить недовольство и было совершенно безобидным — ведь речь не шла о компенсациях или штрафах. Как почти за век эволюционировали жалобы и можно ли считать склонность к жалобам национальной скрепой?

Огонёк

Неделя|Эпицентр

Материалы подготовила Мария Портнягина

Нате жалобную книгу!

90-летний юбилей отмечает жалобная книга. Уникальное изобретение, пережившее СССР, давало людям возможность излить недовольство и было совершенно безобидным — ведь речь не шла о компенсациях или штрафах. Как почти за век эволюционировали жалобы и можно ли считать склонность к жалобам национальной скрепой?

«Во всех государственных, кооперативных, частных магазинах и при рыночных комитетах введены жалобные книги, куда покупатели могут заносить свои замечания о недостатках и неправильностях торговли»,— о нововведении «Огонек» сообщал читателям в августе 1926 года. Позднее жалобные книги появились в заведениях, предоставлявших услуги: начиная со столовых, кафе, парикмахерских и заканчивая вокзалами, санаториями и пионерлагерями. Жалобные книги были даже в отделениях милиции! Недовольство клиентов, как сейчас, так и 90 лет назад, вызывали главным образом плохое обслуживание и низкое качество товаров и услуг. Но требования, какие к ним предъявляли потребители тогда и сегодня, конечно, разнятся. «Подсунули севрюгу, а в меню указана белуга» — такую запись оставил пассажир-гурман в жалобной книге вагона-ресторана в начале 1930-х годов. Но кому жаловаться сейчас на исчезновение из меню и белуги, и севрюги? Авторы первых жалоб, кстати, не скупились на угрозы и, случалось, прямым текстом обвиняли работников сервиса во вредительстве (!). Поэтому с момента появления жалобных книг стали придумываться уловки, чтобы книга не попала в руки взбешенного клиента. Например, ему могли ответить, что жалобная книга «на проверке», подсунуть подложную жалобную книгу и, наконец, грубо отказать. Еще одним приемом стало вписывание хвалебных отзывов сразу после жалобы — для ее нейтрализации, ведь от них зависели премиальные работников сервиса. Естественно, потребовались ответные меры. Для ликбеза клиентов издавались специальные пособия о том, как правильно пожаловаться. Для обслуживающего персонала выпускались свои пособия, например «Психогигиена обращения официанта с посетителями». Новшеством стало и требование предоставлять клиенту вместе с жалобной книгой чернильный карандаш, поскольку жалобу, написанную простым карандашом, можно было просто стереть. Жалобная книга обрастала все большим количеством регламентов и инструкций.

На обложке «Огонька» за 1926 год — один из первых жалобщиков: крестьянка пишет заявление в жалобную книгу кооператива «Серп и молот»
Архив журнала «Огонек»

По мере роста общей грамотности населения в СССР стремительно увеличивалось число жалобщиков. Как отмечают культурологи-исследователи советской повседневности, в хрущевские времена пытались ограничить поток жалоб, ведь так коммунизма не построишь. Поэтому людям объясняли (в том числе и средствами кинематографа), что плохой сервис — это не системная проблема, а лишь перегибы на местах.

— Жалобная книга — феномен чисто советский,— разъясняет «Огоньку» Виталий Куренной, профессор, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ.— В рыночной экономике клиент голосует ногами и кошельком. Очевидно, что введение жалобной книги — это учреждение бюрократической процедуры, которая связана исключительно с социалистическим укладом жизни. Жалобная книга ведь в сущности ничего не исправляет. Государство извело частную инициативу. Людям ничего не остается, кроме как жаловаться. Посмотрите, сколько у нас сейчас пишут жалобы президенту…

Кстати, в настоящее время жалобные книги у нас ведутся по инструкции в соответствии с приказом Министерства торговли СССР от 1973 года. Правда, название поменялось: теперь это «Книга отзывов и предложений». Однако похвала в них, как и прежде, редкий жанр, а новаторские предложения по улучшению обслуживания (жалобная книга предназначена и для них) — жанр уникальный и в советское время. Исследователи объясняют, что такова человеческая природа: клиент охотнее напишет отзыв, когда нахамили, чем благодарность за хорошо оказанную услугу. Тут уместно вспомнить рассказ Зощенко «Валя» (1938), в котором пассажиры трамвая, решившие написать благодарность приветливой кондукторше, услышали в ответ от нее: «кровопийцы», «хрычовка», «кикимора». А как Вале реагировать в непривычной ситуации?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голод истории Голод истории

В 2020-м эпоха безальтернативности кончилась

Огонёк
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Открыть в приложении