В онлайн-кинотеатре «Первого канала» вышел сериал «Салам, Масква» — первое в новейшее время серьезное произведение о межнациональных отношениях. «Огонек» поговорил с режиссером Павлом Бардиным о новом формате и старых противоречиях

Огонёк

Культура | Персона

«Про толерантность рассказываем через конфликт»

В онлайн-кинотеатре «Первого канала» вышел сериал «Салам, Масква» — первое в новейшее время серьезное произведение о межнациональных отношениях. «Огонек» поговорил с режиссером Павлом Бардиным о новом формате и старых противоречиях

— Как мы знаем из синопсиса сериала, каждая серия посвящена встрече с одним из этнических сообществ, живущих в Москве…

— Там чуть более сложная структура. Первые три серии — это один блок, они вводные. Дальше повествование идет парами, каждые две серии по смыслу связаны; это сделано, чтобы было ощущение кино, пространство для одной истории. Наконец, в 15-й серии герой уезжает на родину, в Дагестан, а в 16-й возвращается в Москву. То есть две последние серии вообще стоят особняком. 16-я финализирует главную коллизию. А главная коллизия в том, что человек националистических взглядов и его молодой напарник родом с Кавказа вынуждены работать вместе.

— Главные герои работают в полиции, да?

— Да, Саня и Рустам. Русский капитан Ребров и лейтенант Маджидов — наполовину аварец, наполовину даргинец. Они работают в некоем выдуманном отделе, который занимается преступлениями, совершенными на этнической почве и в среде мигрантов. У Сани — серьезная ксенофобия, личный мотив, месть, травма. И вот они вынуждены работать вместе, их привязали друг к другу. Это напоминает американские истории о том, как евроамериканец и афроамериканец вместе расследуют преступления. Но первый вариант сценария писался не мной, он мне показался слишком очевидным, чтобы два антагониста так быстро подружились и вместе расследовали бы дело. Мне хотелось сделать это кино по степени драматической напряженности ближе к… «Игре престолов». Я сделал несколько предложений, на которые, к счастью Константин Эрнст и Денис Евстигнеев (продюсеры сериала.— «О») ответили согласием. Я приблизил язык общения к реальному, то есть с ненормативной лексикой; однокадровая съемка, путешествие в Дагестан, не медийные актеры. При этом композитор Вася Обломов должен был написать не шуточную песню, а полноценный саундтрек. И плюс команда, которую я выбираю — оператор, художник,— те, с кем понимаю, как работать, как выстраивать нужную стилистику.

— Сериал снимался в 2011 году, закончен в 2012-м, а выходит на экраны только сейчас. Такое опоздание сказывается, ведь столько всего произошло и в России, и в мире с тех пор…

— Надеюсь, что сериал не потерял актуальности, хотя решать зрителю. Мне просто жаль, что не вышло раньше, потому что на тот момент, как мне казалось, это было более свежо с точки зрения стиля… Из-за опоздания уже не чувствуешь себя первооткрывателем. Но что касается основной идеи, то она не перестала быть актуальной. Напротив, из-за того, что картина прождала три года, она немного отстоялась... Раньше я считал, что как только кино готово, его сразу надо показывать. Теперь у меня другая точка зрения. Бывает молодое вино, божоле, а бывает выдержанный продукт. В дубовых бочках и все такое. Вот эта работа — это виски, грубо говоря. Трехлетней выдержки, без пафоса и снобизма. Пусть будет так.

— Показ в онлайн-кинотеатре, а не в эфире, по две серии в неделю — это все непривычно для нашего зрителя. Риск как для автора, так и для телеканала. И что в связи с этим, какие ожидания?

— Новая система больше похожа на западную. Точно так же на кабельных каналах, по подписке, выходила и «Игра престолов». Лично я к такому графику привык: я знал, что каждый понедельник вечером меня ждет маленькая радость. Может быть, и этот сериал станет на полтора месяца по четвергам такой же маленькой радостью для кого-то …

— Хотя фильм показывают в платном доступе, но рекламируют его по федеральному телеканалу. Это интересный опыт в смысле приучения российского зрителя к платной модели телевидения.

— Да, потому что кино чего-то стоит. Это современная модель — посмотрим, готов ли к ней зритель. Другое дело — современной модели сложно существовать в архаичном, патриархальном обществе. Если зритель привык получать халяву — бесплатный телеэфир,— с этой привычкой сложно конкурировать. Зато наш сериал «вне формата», что создает интригу для зрителя. А вдруг там что-то такое, чего не покажут в бесплатном эфире?.. Может быть, за счет этого получится привлечь зрителя к просмотру в интернете.

— На тему межнациональных отношений у нас, кажется, вообще не было ни одного серьезного высказывания. Только ситкомы на СТС и ТНТ. Существует два способа разговора об этом: говорить о проблемах или их замалчивать. Лакировать, делать вид, что все нормально.

— Мне кажется, такую историю невозможно рассказать, если не вскрыть, не препарировать конфликты. Можно прийти к разрешению конфликтов в финале только через их проговаривание, и то не факт, потому что это кино. А когда у нас конфликт «хорошего с еще лучшим», когда у нас на экране только «отдельные недостатки» при общем благоденствии, тогда серьезного разговора, конечно, не получается. И это было моим главным условием, когда я взялся за этот проект. Что историю про толерантность надо рассказывать через конфликт, но ни в коем случае не через лакировку действительности. Не получится. Ни для взрослого зрителя, ни даже для подростка. Будет чувствоваться фальшь. Сладкая киноэкранная дружба между русским и кавказцем — это в лучшем случае потакание лицемерной формуле «я не шовинист, у меня даже есть друг таджик, кавказец, еврей и т.д.». И тогда мы бы снова оказались внутри так называемого колониального дискурса. А хотелось бы наблюдать за этим с абсолютно нейтральных позиций, с объективистских, где представители любой национальности оказались бы в равных

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Белорусский год Белорусский год

Как в Беларуси начиналось то, что еще не кончилось

Огонёк
Как правильно передать компанию преемнику. 5 уроков от Джеффа Безоса Как правильно передать компанию преемнику. 5 уроков от Джеффа Безоса

5 шагов, чтобы выбрать себе преемника

Inc.
Европа vs Азия Европа vs Азия

Вооружением монголы не уступали рыцарскому войску, а в тактике переигрывали его

Дилетант
Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях

Трагедии, которые случились с этими спортсменами, по-настоящему шокировали

Cosmopolitan
R.S.V.P. на шабаш R.S.V.P. на шабаш

Ведьмы — из приспешниц ада в поп-иконы феминистского движения

Elle
Женский взгляд Женский взгляд

Знаменитости, которые поддерживают феминизм и помогают женщинам

Grazia
Война языков: английский победит всех? Война языков: английский победит всех?

Современный мир сложно представить без английского языка

Naked Science
Питьевой режим при кормлении грудью Питьевой режим при кормлении грудью

Что нужно пить кормящим мамам и в каком количестве?

9 месяцев
Уместно ли поздравлять сильных и независимых женщин с 8 Марта? Уместно ли поздравлять сильных и независимых женщин с 8 Марта?

Пытаемся понять, нужно ли поздравлять с 8 Марта феминисток

GQ
Я разрешаю себе уйти в отрыв! Я разрешаю себе уйти в отрыв!

Актриса Екатерина Гусева о танцах, откровенных сценах и принятии возраста

Добрые советы
Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне

Несколько способов очистить кэш браузера Яндекс

CHIP
10 интересных фактов об МГУ 10 интересных фактов об МГУ

Почему Афанасий Фет плевал на двери МГУ?

Культура.РФ
Шумовка и мертвец в кустах: 15 деталей с картин фламандских художников Шумовка и мертвец в кустах: 15 деталей с картин фламандских художников

Детали с картин фламандских мастеров Северного Возрождения

Arzamas
Айфон-мастер: решаем 13 проблем, с которыми сталкивается каждый владелец смартфона Apple Айфон-мастер: решаем 13 проблем, с которыми сталкивается каждый владелец смартфона Apple

Ты влюбляешься в него, а в ответ он подсовывает тебе проблему за проблемой!

Maxim
Кратковременное счастье: перебежчица из КНДР стала звездой в Южной Корее, а затем бесследно пропала Кратковременное счастье: перебежчица из КНДР стала звездой в Южной Корее, а затем бесследно пропала

Она построила новую жизнь на критике режима Ким Чен Ына и исчезла

TJ
Ретабло – древнейшее из искусств Ретабло – древнейшее из искусств

Ретабло – картины, которые жертвуют церквям в благодарность о помощи святых

Вокруг света
«Сегодня будет шоу»: премьера клипа Веры Полозковой и группы OQJAV «Сегодня будет шоу»: премьера клипа Веры Полозковой и группы OQJAV

Что думают о клипе «Сегодня будет шоу» его создатели?

РБК
«Мы все — самозванцы. Рождаемся никем и конструируем свою личность» «Мы все — самозванцы. Рождаемся никем и конструируем свою личность»

Настя Травкина — как освободиться от стереотипов и раскрыть свой потенциал

Reminder
Поисковик для банковских данных Поисковик для банковских данных

Как и зачем банк ВТБ создал гигантскую систему управления данными

Forbes
Впервые опубликован стих Набокова о Супермене и его переживаниях (нет, вы не ослышались) Впервые опубликован стих Набокова о Супермене и его переживаниях (нет, вы не ослышались)

Первое стихотворение о Супермене, написанное в 1942 году

Playboy
Арсений Тарковский Арсений Тарковский

Поэт Арсений Тарковский глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Бумажный антистресс: шесть книг, которые согреют и успокоят Бумажный антистресс: шесть книг, которые согреют и успокоят

Книги, которые помогут дотянуть до весеннего солнца и ободряющего голубого неба

Seasons of life
«Три толстяка»: прекрасный и яростный спектакль Андрея Могучего «Три толстяка»: прекрасный и яростный спектакль Андрея Могучего

В БДТ — премьера седьмого эпизода эпопеи по мотивам сказки Юрия Олеши

Эксперт
Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid и Cadillac XT4 Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid и Cadillac XT4

Новые седан Panamera от Porsche и внедорожник от Cadillac

Weekend
Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты» Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

Отрывок из сборника рассказов Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

СНОБ
Русские мемуары: Серебряный век Русские мемуары: Серебряный век

Серебряный век — самая насыщенная эпоха в истории русской словесности

Полка
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему

Любовь — это выбор и действие?

Psychologies
Пьер Лутрель. Смерть — это красиво Пьер Лутрель. Смерть — это красиво

Как жил, убивал и был убит один из самых ярких и жестоких авантюристов Франции

4x4 Club
Когда болят три сердца разом: осьминоги могут испытывать эмоциональные страдания Когда болят три сердца разом: осьминоги могут испытывать эмоциональные страдания

У осьминогов бывают длительные негативные аффектные состояния

National Geographic
Бьюти-гаджеты Бьюти-гаджеты

Разбираемся в популярных девайсах для лица

Лиза
Открыть в приложении