История создания израильской противоракетной системы ближнего рубежа

Обозрение армии и флотаОбщество

«Железный купол» для флота

Владимир Щербаков

Огневые испытания ПРК «Железный купол» с борта боевого корабля ВМС Израиля. 2016 г. Фото: пресс-служба ВС Израиля

Вопрос о необходимости создания средств противоракетной обороны ближнего рубежа, способных в первую очередь эффективно бороться с неуправляемыми реактивными снарядами, которые все активнее стали использоваться противником в ходе обстрелов израильской территории, встал на повестке дня еще в конце 20 века.

Понимая, что применение неприятелем таких средств поражения, которые были не по зубам как традиционным зенитным ракетным комплексам (ЗРК) противовоздушной и противоракетной обороны типа «Усовершенствованный Хок», «Пэтриот», THAAD и «Эрроу», будет со временем только нарастать, израильские военные стремились в кратчайшие сроки получить в свое распоряжение такие системы оружия, которые могли бы существенно снизить уровень этой угрозы или же и вовсе устранить ее.

«Основными причинами для развития системы обороны ближнего радиуса действия послужили, во-первых, увеличение количества ракет и реактивных снарядов, выпущенных из сектора Газа, и во-вторых, понимание того факта, что подобная эскалация будет только расти наряду с постоянными угрозами, поступающими с севера – из Ливана и Сирии. Обстановку накалила разразившаяся затем вторая ливанская война в 2006-м», – указывал в этой связи в статье «План перехвата», опубликованной в январе 2015 года в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», директор подразделения противоракетных систем компании «Рафаэль Эдвансд Дифенс Системс» Пини Юнгман.

Первоначально были предприняты попытки использовать уже имеющиеся на тот момент времени или находящиеся в высокой стадии готовности новые зарубежные образцы вооружения.

В частности, соответствующим испытаниям были подвергнуты зенитный артиллерийский комплекс C-RAM, разработанный компанией «Рейтеон» на базе 30-мм скорострельной артустановки «Вулкан – Фаланкс» с вращающимся блоком стволов, а также прототип боевого лазерного комплекса «Наутилус/Скайгард», разработанный в рамках совместной американо-израильской программы (главный подрядчик и финальный интегратор – компания «Нортроп Грумман»).

Однако оба эти варианта были отвергнуты израильскими военными.

В первом случае основными недостатками посчитали малую зону прикрытия одним комплексом, недостаточную для формирования надежной системы защиты крупных населенных пунктов, и недостаточно высокую эффективность против низколетящих целей.

В свою очередь лазерную установку забраковали по причине слишком новаторской и не отработанной в достаточной мере технологии, хотя, по оценке военных экспертов, она и имела весьма хорошие перспективы к практической реализации в более отдаленном будущем. Также не удовлетворяли заказчика значительное время, требующееся на перезарядку лазерной пушки, и невысокая мобильность данного комплекса.

В конечном итоге было решено создавать новую систему оружия своими силами, используя при этом принципиально иной подход. Ну а в роли катализатора, который заставил израильских военных ускорить работы по созданию такой системы, выступила, если можно так сказать, Вторая ливанская война 2006 года. А точнее тот факт, что в процессе развернувшихся боевых действий северная часть Израиля в течение 33 суток неоднократно подвергалась массированным ракетным атакам, в ходе которых противник применил около 4,0-4,2 тыс. неуправляемых ракет и реактивных снарядов калибром вплоть до 302 мм. Согласно данным, приведенным МИД Израиля, это привело к гибели 44 гражданских лиц.

Кроме того, как указано в исследовании «Ракетная кампания против Израиля в ходе Ливанской войны 2006 года», подготовленном израильским инженером Узи Рубином, основателем и первым руководителем созданного в 1990 году Управления по противоракетной обороне Минобороны Израиля, а также руководителем программы создания системы ПРО «Эрроу», угроза, которую представляли для мирных жителей массированные ракетные удары, была столь велика, что из опасной зоны в другие районы страны уехало от 100 до 250 тыс. граждан, а около миллиона израильтян были вынуждены постоянно на всякий случай находиться неподалеку от бомбоубежищ.

«Ракеты вызвали страдания, смерть и разрушения в городах и деревнях, включая Хайфу – третий по величине город Израиля, – подчеркивал Узи Рубин. – Они оставили после себя десятки погибших и сотни тяжелораненых, повредили и уничтожили тысячи домов, спровоцировали массовое перемещение населения и привели к серьезному нарушению экономической деятельности в промышленно развитых северных районах Израиля».

Подобного рода ситуация была совершенно неприемлема ни для военно-политического руководства страны, ни для ее граждан, не чувствовавших отныне себя защищенными. Вражеским ракетам и снарядам надо было во что бы то ни стало поставить надежный заслон!

Мечта становится явью

Идейным вдохновителем создания противоракетной системы ближнего рубежа нового типа считается бригадный генерал доктор Даниэль (Дэнни) Голд, который в 2005 году занимал должность начальника отдела исследований и разработок в Управлении научных исследований и разработок МО Израиля. После увольнения в звании бригадного генерала он основал компанию «Голд Ресерч энд Девелопмент Текнолоджи энд Инновэйшн», занимал ряд важных постов, а с июля 2016 года является начальником Управления научных исследований и разработок МО Израиля.

Именно генерал Голд, как указывают зарубежные исследователи, не только выступил инициатором создания принципиально новой системы оружия для защиты территории государства от ракетной угрозы, но и сумел убедить в необходимости именно такой, а не какой-то иной системы высшее военное командование и политическое руководство страны. В конечном итоге за большой вклад в создание системы ПРО ближнего рубежа «Железный купол» Даниэль Голд в 2012 году получил от Минобороны Израиля специальную награду – Israel Defense Prize.

3 августа 2005 года Дэниэль Голд отдал распоряжение о начале работ по программе создания системы ПРО ближнего рубежа нового поколения, а в феврале следующего года был подготовлен соответствующий документ, в котором содержалось подробное описание целей и задач новой программы, а также этапы и сроки ее реализации.

Официально полномасштабная разработка противоракетного комплекса (ПРК) «Железный купол» была начата 1 января 2008 года, причем приоритетность работ по данной программе была столь высока, что в мае 2008 года руководство компании «Рафаэль» получило спецразрешение привлекать своих сотрудников к работе по ней даже в шабат, а работы в рамках данной программы были переведены на трехсменный график. Наконец, 20 июля 2010 года Минобороны объявило об успешном завершении программы испытаний новой системы оружия, в том же году комплекс был официально принят на вооружение, а в марте следующего года – достиг состояния полной оперативной готовности и заступил на боевое дежурство.

Состав ПРК «Железный купол»

В состав рассматриваемого комплекса входят следующие элементы.

Пункт боевого управления и контроля (Battle Management and Control – BMC), в котором располагаются все командно-контрольное оборудование и автоматизированные рабочие места операторов боевого расчета комплекса (батареи). Боевая информационно-управляющая система комплекса среди прочего обеспечивает по данным от радиолокационной станции (РЛС) расчет траектории полета целей и определяет – опасна она или нет, то есть подлежит ли перехвату или же она не угрожает обороняемому объекту и на нее можно не тратить дорогостоящие противоракеты. Пункт боевого управления и контроля может располагаться на расстоянии нескольких сотен метров от места расположения РЛС и пусковых установок (ПУ) комплекса, что повышает живучесть всей батареи.

Трехкоординатная многоцелевая РЛС типа EL/M-2084 MMR (Multi Mission Radar), которая разработана и выпускается компанией «Элта Системс» и представляет собой станцию буксируемого типа, предназначенную для обнаружения и сопровождения неуправляемых ракет, неуправляемых реактивных и артиллерийских снарядов, а также минометных мин и беспилотных летательных аппаратов. Дополнительное преимущество станции обеспечивает тот факт, что она является аэромобильной – возможна ее переброска военно-транспортными самолетами размерности С-130.

Станция работает в частотном диапазоне S (2-4 ГГц) и комплектуется активной фазированной антенной решеткой с большим количеством приемо-передающих модулей и современными средствами отображения тактической обстановки, включая многофункциональные цветные дисплеи с высоким разрешением, а также встроенными средствами диагностики и тренажерными средствами для обучения личного состава боевого расчета.

Буксируемая ПУ на 20 противоракет. В состав батареи в типовом варианте включается три ПУ, что обеспечивает батарее возможность прикрытия района площадью до 150 кв. км от неуправляемых ракет и реактивных снарядов, при условии, что сами ПУ и радиолокационные средства обнаружения расположены наиболее оптимальным образом.

Ракета-перехватчик типа «Тамир», которая представляет собой управляемую ракету класса «поверхность – воздух», выполненную по схеме «утка» с развитыми аэродинамическими рулями, обеспечивающими ей активное маневрирование при перехвате цели. Длина ракеты – 3 м, диаметр – 160 мм, масса ракеты – 90 кг, масса боевой части – 11 кг, максимальная скорость полета – 700 м/с, максимальная досягаемость по высоте – 10 км. Взрыватель – неконтактный (по некоторым данным – активный лазерный), боевая часть – осколочно-фугасная, «интеллектуального» типа.

Система наведения противоракеты «Тамир» – комбинированная: на начальном этапе траектории полета – по командам коррекции от оператора пункта боевого управления и контроля (для этого ракета комплектуется приемником линии передачи данных), на конечном этапе – при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. Последняя размещена в головной части ракеты и закрыта пластиковым обтекателем, который отстреливается на конечном участке за несколько секунд до перехвата цели, и осуществляет точное наведение ракеты-перехватчика.

ПУ ПРК «Железный купол» в районе Ашкелона. 10 апреля 2010 г. Фото: официальная страница ВС Израиля в Flickr

Принцип боевой работы ПРК «Железный купол» может быть описан следующим образом.

Первичные данные целеуказания, а именно сведения о самом факте пуска в обороняемом секторе неуправляемой ракеты, реактивного или артиллерийского снаряда, боевой расчет комплекса получает от штатной РЛС системы раннего предупреждения ВС Израиля.

После этого многоцелевая РЛС типа EL/M-2084 обеспечивает точное обнаружение, классификацию и сопровождение вражеского боеприпаса, а в случае, если по результатам анализа траектории полета будет определено, что цель представляет угрозу для обороняемого объекта, боевой расчет «Железного купола» принимает решение на ее уничтожение.

Затем выдается команда на ПУ о пуске противоракеты «Тамир», которая осуществляет перехват цели в наивысшей точке ее траектории полета, поскольку, по оценке израильских специалистов, именно в этом случае будет возможно обеспечить минимальный поражающий эффект в том случае, если противник применит боеприпасы в варианте снаряжения оружием массового поражения.

По данным израильских источников, время от момента обнаружения цели до ее захвата и пуска ракеты-перехватчика не превышает 5-7 секунд.

Следующим этапом в истории ПРК «Железный купол» стало создание модификации корабельного базирования. Данный вариант этой системы оружия получил условное обозначение «C-Dome», хотя в ряде источников он также именуется как «Железный купол на море» (Iron Dome of the Sea).

Испытания ПРК «C-Dome» на корвете УРО «Маген». Февраль 2022 г. Фото: ВМС Израиля

Впервые информация о данном варианте ПРК «Железный купол» появилась в октябре 2014 года – о ведущихся работах по нему на парижской международной выставке военно-морских вооружений и военно-морской техники «Евронаваль» сообщила компания «Рафаэль».

Согласно обнародованным тогда данным, в состав морского варианта «Железного купола» включили 10-зарядную ПУ с противоракетами «Тамир», а также корабельную систему управления огнем, которая получала данные целеуказания от собственной РЛС корабля-носителя. Причем малые габариты и вес комплекса, по словам разработчика, позволяют устанавливать его на боевые надводные корабли небольшого водоизмещения (корветы, патрульные корабли и пр.) и даже на морские нефте- и газодобывающие платформы. Впоследствии, однако, емкость одного пускового блока была установлена равной сухопутной версии комплекса – 20 противоракет.

Ракетный «Шторм»

В качестве перспективного носителя «оморяченного» варианта «Железного купола» командованием израильских ВМС были выбраны корветы УРО типа «Саар-6» (Saar 6, где «Saar» в переводе с иврита – «шторм» или «буря»). Заказ на партию из четырех таких боевых кораблей израильская сторона оформила в рамках межправительственного соглашения, подписанного с ФРГ в мае 2015 года. Планировалось, что головной корабль серии будет передан ВМС Израиля в конце 2019 года, а последний – в конце 2021 года. Ввод всех четырех корветов в боевой состав израильского флота планировалось осуществить в 2020-2022 годы. Впоследствии, однако, указанные сроки несколько сдвинулись вправо.

Стоимость контракта была заявлена в размере 430 млн евро, из которых 115 млн евро финансировала немецкая сторона. При этом в указанную сумму не включалась стоимость вооружения и оборудования израильского производства, которые должны были устанавливаться на корабли после их прибытия в страну назначения силами местных компаний. Стоимость же всей программы оценивалась экспертами в 3 млрд долларов.

Проектирование перспективного корвета было поручено немецкой судостроительной группе «ТиссенКрупп Марин Системс» (ThyssenKrupp Marine Systems – TKMS), которая была определена главным подрядчиком по данной программе. Специалисты компании первоначально взяли за основу проект «Korvette К130», по которому строилась серия корветов УРО типа «Брауншвейг» для германских ВМС.

Проект К130 относится к семейству боевых надводных кораблей MEKO, что является сокращением от полного варианта – «Mehrzweck-Kombination» (в дословном переводе с немецкого – «многоцелевая комбинация»). Концепция этого семейства была разработана конструкторами немецкой компании «Блом унд Фосс», которая в настоящее время входит в состав «Нэйвэл Вессел Люрссен» (NVL) – военно-морского подразделения крупной немецкой промышленной группы «Люрссен».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России 30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России

Как развивался местный парламентаризм в России и каковы пути его развития

ФедералПресс
Все виды современных фэнтези-романов Все виды современных фэнтези-романов

Какие виды фэнтези существуют и что почитать на их тему

Maxim
«Очень приличный император» «Очень приличный император»

Римский император Диоклетиан: тот, кто променял власть на капусту

Дилетант
Без перегрузок Без перегрузок

Как правильно выбрать кружок или секцию для ребенка

Лиза
Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов

Как быстро и аккуратно проделать новое отверстие в кожаном ремне

ТехИнсайдер
Мнение эксперта: Фрейда «неправильно поняли»! Он не был одержим сексом, как принято считать Мнение эксперта: Фрейда «неправильно поняли»! Он не был одержим сексом, как принято считать

Зигмунд Фрейд не считал, что все фантазии во сне — это подавленная эротика

ТехИнсайдер
«Криминальный гардероб: особенности девиантного костюма» «Криминальный гардероб: особенности девиантного костюма»

Как одеваются японские бунтарки

N+1
Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность

Зачем нужен современному автомобилю адсорбер и на что он влияет

РБК
Жизнь без слез! Что делать, если постоянно хочется плакать: 10 советов психолога Жизнь без слез! Что делать, если постоянно хочется плакать: 10 советов психолога

Разбираемся в ситуации постоянных слез без причины вместе с психологом

Лиза
Имплантация зубов Имплантация зубов

Что важно сделать до, во время и после процедуры имплантации зубов

Лиза
Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане

Арт-центр «Воскресенский завод» — неожиданный проект концепции сохранения руин

Psychologies
Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез

Ученые составили карту нижней стороны шельфового ледника Дотсон в Антарктиде

ТехИнсайдер
Дело сдвинулось: новый общественный электротранспорт Калининграда Дело сдвинулось: новый общественный электротранспорт Калининграда

Любопытно, какие именно троллейбусы приедут в Калининград?

ФедералПресс
Идеальный секс проходит 7 стадий — а у вас нигде нет сбоя? Идеальный секс проходит 7 стадий — а у вас нигде нет сбоя?

Почему может произойти сбой на том или ином из этапов сексуального цикла?

Maxim
Про запас Про запас

Сезонные заготовки — дело выгодное с любой стороны

Bones
И без Netflix хорошо И без Netflix хорошо

Как открыть для себя увлекательный мир китайских дорам

ЖАРА Magazine
Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Поможет не только на кухне: 6 неожиданных способов, как использовать кукурузный крахмал в быту Поможет не только на кухне: 6 неожиданных способов, как использовать кукурузный крахмал в быту

Кукурузных крахмал может помочь справиться с некоторыми бытовыми проблемами

ТехИнсайдер
Математика в реальной жизни: как транспортные модели помогают избавляться от пробок и строить новые маршруты Математика в реальной жизни: как транспортные модели помогают избавляться от пробок и строить новые маршруты

О том, как создаются транспортные модели и как они работают

ТехИнсайдер
«Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино «Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино

Что можно увидеть за красивым сценарием легендарного «Титаника»

Psychologies
Не те хромосомы, много тестостерона: почему на Олимпиадах так много гендерных скандалов Не те хромосомы, много тестостерона: почему на Олимпиадах так много гендерных скандалов

Кто такие интерсекс-люди и почему из-за них возникают скандалы на Олимпиаде?

Psychologies
Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты

Как губернатор штата Миннесота Тим Уолц смог сколотить состояние

Forbes
Два «кукурузника»: у нашего родного биплана По-2 нашелся американский брат-близнец Два «кукурузника»: у нашего родного биплана По-2 нашелся американский брат-близнец

Зачем Boeing разрабатывала «кукурузники»?

ТехИнсайдер
Мозг людей, рожденных слепыми, обладает уникальной пластичностью Мозг людей, рожденных слепыми, обладает уникальной пластичностью

Нейронные паттерны визуальной коры у слепых уникальны и не меняются со временем

ТехИнсайдер
«Главный вызов — создание нового уровня жизни» «Главный вызов — создание нового уровня жизни»

Алексей Чекунков о том, как решается кадровый дефицит на Востоке

РБК
Ночное освещение сделало листья городских деревьев слишком прочными для поедания насекомыми Ночное освещение сделало листья городских деревьев слишком прочными для поедания насекомыми

Искусственное освещение делает листья городских деревьев прочнее

N+1
Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна

Экономика страны напрямую связана с развитием малого и среднего бизнеса

ФедералПресс
Как растет взаимодействие с Китаем Как растет взаимодействие с Китаем

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными

РБК
Открыть в приложении