Обозрение армии и флотаОбщество
Танки на колесах
Есть ли у них перспектива?
В последнее время в различных СМИ все чаще поднимается тема использования на поле боя так называемых «колесных танков». Пик полемики на эту тему пришелся летом этого года, когда на полях Украины в зоне СВО появились французские разведывательные машины AMX-10RC. Правда, французские «колесные танки» как появились в степях Украины, так там и остались, только уже в виде металлолома, но интерес к теме танков на колесах тоже остался. Ниже мы рассмотрим историю вопроса и попытаемся понять, насколько это перспективное направление.
Немного истории
Надо отметить, что история танка на колесах стара, как и сами танки. Впрочем, сам термин «колесный танк» немного не вписывается в рамки терминологии, поскольку определение термина «танк» в русском языке гласит: «Танк – боевая бронемашина на гусеничном ходу, обладающая большой проходимостью и вооруженная пушками и пулеметами, установленными во вращающейся орудийной башне.» (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 – Прим. автора). Исходя из этого также надо понимать, что в любом случае танк – это боевая машина, что автоматически исключает такой часто использующийся журналистами термин, как «основной БОЕВОЙ танк», равносильный термину «масло масляное». «Основной танк» –да! Здесь все сходится.
С появлением танка, как нового вида вооружения и его дальнейшая эволюция не раз подталкивала конструкторов к поиску новых идей и концепций. Кроме того, создавались боевые бронированные машины с относительно мощным вооружением на колесном шасси для решения боевых задач и задач боевого обеспечения, таких как, например разведка, охранение, сопровождение колонн, огневая поддержка и т.д. В разных странах для таких машин используют различные термины, такие как тяжелые бронеавтомобили, пушечные броневики, бронированные разведывательные машины, боевые машины с тяжелым вооружением, истребители танков, маневренные боевые машины, бронированные машины огневой поддержки и т.д. и т.п. Естественно при таком многообразии названий сходных по конструкции и предназначению бронемашин вопрос их классификации до сих пор не имеет однозначного ответа. Потому и родился, и очень понравился представителям СМИ, неофициальный термин – «колесный танк», употребляемый по отношению к таким боевым машинам на колесном ходу, основные тактико-технические характеристики которых близки к таковым современных лёгких танков, а по огневой мощи зачастую сравнимых и с характеристиками основных танков. Как бы там ни было, вероятно, что в скором времени перепишут определения и создадут классификацию боевых бронированных машин с мощным вооружением, а пока просто рассмотрим эволюцию развития танков на колесах и перспективы их дальнейшего существования. Сразу оговорюсь, что ниже будут рассматриваться бронированные колесные машины с пушечным артиллерийским вооружением сопоставимым по огневой мощи с артиллерийским вооружением танков одного и того же исторического периода. Самоходные артиллерийские и зенитные артиллерийские установки, самоходные минометы на колесном шасси в данной статье рассматриваться не будут.
Несмотря на то, что изначально на поле боя в 1916 г. танк вышел на гусеницах, конструкторы предпринимали попытки создания танка на колесном ходу. И одним из первых таких образцов стал, так называемый, «Царь-танк», боевая бронированная машина на колесном ходу, разработанная русским инженером Николаем Лебеденко в 1914-1915 гг., т.е. еще до появления английских Mk.I у реки Сомма.
По конструкции Царь-танк напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний каток имел диаметр около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны. Планировалась возможность установки пушек.
Постройка и испытания машины проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности объекта к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр на долгие годы остался ржаветь в лесах Московской области, пока в 1923 году не был разобран на металлолом. Совсем недавно российскими энтузиастами была воссоздана копия Царь-танка в масштабе 1:1, которая сейчас находится в «Музее танка Т-34» на Дмитровском шоссе.
В Италии в 1920-е годы велись эксперименты по созданию колёсной бронированной боевой машины Ansaldo Armored Car, сильно напоминавшей танки того времени только на колесном ходу. Бронеавтомобиль Ansaldo был построен в 1925 году на базе тяжелого трактора Pavesi и имел четыре колеса диаметром 1500 мм (59,1 дюйма) с шинами шириной 16 дюймов. На прототипе была установлена вращающаяся башня с 37-мм пушкой и одним пулеметом. Чем не танк? Если вспомнить французский танк FT-17 или советский танк того времени «Борец за свободу тов. Ленин» (или как его еще называли «Русский «Рено») характеристики, кроме скорости передвижения все сходятся: масса 8 т, броня 6-16 мм, вооружение 37-мм пушка и пулемет. Только в танке экипаж был на одного человека меньше.
В 1920-1930-х годах во многих странах велись эксперименты и даже стояли на вооружении и серийно выпускались колёсно-гусеничные танки, т.е. танки, которые могли двигаться как на гусеницах, так и на колесах, после снятия гусениц. Кроме того, в это же время массово выпускались бронеавтомобили с мощным, по тому времени, пушечным вооружением во вращающихся башнях. Достаточно вспомнить хотя бы советский опыт.
Опыт страны Советов 30-40-х годов
В 20-30-х годах прошлого столетия в СССР на базе автомобилей, АМО Ф-15, М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и др. были разработаны и серийно производились бронеавтомобили различных типов:
– лёгкие (массой до 4 т) – БА-20 и ФАИ-М; БА-64;
– средние (массой от 4 до 8 т) – БА-27, БА-3, БА-6, БА-9, БА-10;
– тяжёлые (массой более 8 т) – БА-11;
– плавающие – ПБ-4, ПБ-7, а еще были специальные, способные двигаться по железнодорожным путям. Так вот на средние и тяжелые бронеавтомобили, выполненные на трехосных шасси с колесной формулой 6 х 4, устанавливались бронекорпуса закрытого типа с вращающейся башней, в которой устанавливалось основное и дополнительное оружие – 37-мм пушка Гочкиса или 45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ, как на легких танках МС-1 или Т-26. Только бронирование было несколько скромнее, чем на танках. Самыми массовыми советскими «пушечными» бронеавтомобилями стали БА-10 в различных модификациях.
В начале 1927 года руководством РККА было поручено спроектировать бронированный автомобиль на шасси первого советского полуторатонного грузового автомобиля АМО Ф-15. Осенью была закончена разработка чертежей бронекорпуса броневика, и будущая бронемашина получила индекс Б-27.
В течение марта 1928 года испытания опытного образца провела комиссия Артиллерийского управления РККА. По результатам этих испытаний машина Б-27 получила положительную оценку, однако было предложено провести ряд доработок. После внесения доработок в июне 1928 г. машина Б-27 прошла всесторонние испытания и 19 декабря 1928 года приказом РВС СССР № 413/84 была принята на вооружение РККА как «Броневая машина «АМО» образца 1927 года (БА-27). Производство машины было поручено Ижорскому заводу.
Машина БА-27 с колесной формулой 4 х 2 имела клёпаный броневой корпус из листов броневой стали толщиной от 3 до 8 мм на каркасе из уголков. На корпусе устанавливалась башня в форме шестигранника, как на танке МС-1 (Т-18) с 37-мм пушкой Гочкиса с плечевым упором и спаренного 6,5-мм танкового пулемета системы Федорова (позже был заменен на 7,62-мм пулемёт ДТ) с плечевым упором. Бронемашина оснащалась карбюраторным двигателем АМО жидкостного охлаждения мощностью 35 л.с. Особенностью конструкции машины было то, что она (как и ряд последующих образцов бронеавтомобилей) имела два поста управления – передний и задний, потому в экипаже было два шофера. Экипаж БА-27 составлял 4 человека (командир – он же стрелок, два шофёра и один помощник).
Выпуск бронеавтомобилей БА-27 в СССР продолжался до 1931 г. Всего за время производства было выпущено 215 бронеавтомобилей БА-27. В 1930-1931 годах восемь БА-27 отправили в Монголию.
К 1936 году большая часть бронеавтомобилей БА-27 требовала ремонта, однако провести его не было возможности из-за недостатка запасных частей.
В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога – ныне станция Москва-2) бронекорпус БА-27 с рядом доработок установили на трёхосное шасси ГАЗ-ААА (с колесной формулой 6 × 4). Новую машину обозначили БА-27М.
При модернизации был демонтирован задний пост управления, а вместо него в корме разместили дополнительный бензобак. Толщину основных броневых листов довели до 8 мм. Запасные колёса установили вдоль бортов корпуса на втулках – они стали служить опорой при преодолении бронеавтомобилем бугров и других неровностей местности, предотвращая зависания машины на раме. БА-27М значительно превосходил БА-27 по проходимости и маневренности.
Характеристики БА-27М, показанные в ходе испытаний, удовлетворили требованиям РККА, и было принято решение все бронекорпуса БА-27 с переделками переставить на шасси ГАЗ-ААА, что и было сделано к концу 1938 г. Все БА-27М поступили на вооружение отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий.
Осенью 1929 года несколько БА-27 были направлены на Дальний Восток и приняли участие там в конфликте на КВЖД. Осенью 1932 года бронеавтомобили БА-27, состоявшие на вооружении частей ОГПУ при СНК СССР (три бронедивизиона) участвовали в боях с басмачами в Хорезмском оазисе и в марте 1933 г. под Кизил-Араватом.
Летом 1939 года два БА-27М участвовали в боях у реки Халхин-Гол, другие два БА-27М осенью 1939 года участвовали в советско-финской войне, где использовались для разведки, боевого охранения и связи.
Летом 1940 года руководством РККА было принято решение снять с вооружения устаревшую бронетехнику, в том числе и БА-27М. Но этого не было сделано и к июню 1941 в РККА продолжали числиться 193 таких бронеавтомобиля и 10 в войсках НКВД. Часть из них приняли участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.
До наших дней сохранился один бронеавтомобиль БА-27М в военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Подмосковной Кубинке.
В июле 1929 года в СССР была принята Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА, которая предусматривала создание двух типов среднего бронеавтомобиля, более современных, чем БА-27. Одним из требований к этим машинам было использование в качестве базы трёхосной ходовой части с колёсной формулой 6 × 4, что было продиктовано повышением показателей подвижности бронеавтомобилей.
В соответствии с этим в КБ Ижорского завода в 1932 году под руководством талантливого инженера А.Д. Кузьмина был разработан бронеавтомобиль БА-И (Бронеавтомобиль Ижорский).
В основу конструкции взято трехосное шасси (6 × 4) Ford-Timken, которое позднее заменили на шасси ГАЗ-ААА. БА-И является родоначальником семейства средних бронеавтомобилей разработки Ижорского завода, таких как БА-3, БА-6, БА-10, БА-11. Серийное производство было решено передать на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО, город Выкса, Горьковской области – ныне АО «Завод корпусов»), обладавший достаточными возможностями для выпуска лёгких и средних бронеавтомобилей. Правда, возможности завода тогда несколько переоценили и до конца 1932 года не было построено ни одного бронеавтомобиля БА-И, хотя предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 броневиков БА-И. Реально только до конца 1933 г. с огромным трудом завод изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БА-И в Выксе собрали в начале 1934 года, после чего производство этих броневиков было прекращено.
Бронированный корпус был цельносварной, что для того времени было довольно прогрессивным техническим решением, из бронелистов толщиной от 4 до 8 мм. На крыше корпуса в кормовой части на погоне размещалась башня с вооружением. Башня имела оригинальную конструкцию, хотя общая идея расположения вооружения была аналогична башням бронеавтомобиля БА-27 и танка МС-1.
Основным оружием БА-И являлась доработанная 37-мм танковая пушка системы Гочкиса с плечевым упором. В качестве дополнительного оружия использовались два 7,62-мм пулемёта ДТ, расположенные в шаровых установках – один в левом лобовом листе башни, другой – в лобовом листе корпуса справа от водителя.
Запасные колёса, как и на БА-27М могли свободно вращаться на втулках, для предотвращения посадки на днище и облегчения преодоления рвов и окопов.
Бронеавтомобиль БА-И оснащался карбюраторным двигателем «Ford Model АА» мощностью 40 л.с.
Всего за полтора года производства было изготовлено 109 бронеавтомобилей БА-И. поступали в мотобригады, механизированные и стрелковые части, заменяя в них БА-27. Кроме того, отдельные БА-И попадали в состав горно-стрелковых бригад. Вплоть до Великой Отечественной войны бронеавтомобили БА-И, имевшиеся в распоряжении РККА, не применялись ни в каких военных конфликтах, однако часто участвовали в манёврах и парадах. Некоторое количество бронеавтомобилей БА-И ограниченно применялось частями РККА в ходе Великой Отечественной войны. По некоторым данным к середине августа 1941 года практически все БА-И были потеряны. Информация о сохранившихся бронеавтомобилях БА-И отсутствует.
В 1936-1939 годах в СССР серийно выпускался бронеавтомобиль БА-6. Всего было выпущено 386 бронеавтомобилей типа БА-6. Машина создана на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Экипаж бронемашины состоял из 4 человек. Основное вооружение включало 45-мм пушку 20К образца 1932 года и спаренный с ней 7,62 мм пулемёт ДТ, которое было установлено в цилиндрической башне кругового вращения. Толщина бронирования составляла 8 мм. На модернизированном варианте машины БА-6М толщину бронирования увеличили да 10 мм.
Бронеавтомобили типа БА-6 активно применялась частями РККА в ходе военных конфликтов конца 1930-х – начала 1940-х годов, а также в начальный период Великой Отечественной войны. Кроме того, данные бронеавтомобили использовались армиями Испанской Республики и Монголии.
Мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов прошлого века. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность их использования на передовой из-за недостаточной проходимости, и это в равной степени относится к немецким пушечным бронеавтомобилям, которые применялись главным образом вдоль оборудованных дорог. К существенным недостаткам БА-6 следует отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.
В 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА в конструкторском бюро Ижорского завода был разработан бронеавтомобиль БА-10, представлявший собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6М.
Серийный выпуск нового бронеавтомобиля под наименованием БА-10А начался после внесения ряда изменений в конструкцию и технологическую документацию. В конце 1939 года броневик был модернизирован ещё раз и получил наименование БА-10М. Машина получила бензобаки новой конструкции, установленные снаружи корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от прежних, которые крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулемётчика.
Всего за 1938-1941 гг. было изготовлено 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем с пушечным вооружением 30-40-х годов прошлого столетия. Машины использовались в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и в начальный период Великой Отечественной войны.
К концу 1939 года на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 на Ижорском заводе был построен первый прототип тяжелого бронеавтомобиля БА-11. По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода БА-11 даже несколько превосходил Т-26. На шоссе же он при такой же мощности двигателя развивал вдвое большую скорость. Это предопределило боевое назначение машины – маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автобронесоединений, вооружённых средними машинами, борьба с бронесилами и огневыми точками врага.
Правда, принять участие в финской кампании, как это предполагалось, он не успел. В течение 1940 года было собрано 16 бронемашин типа БА-11. Широко развернуть производство не удалось – в ноябре 1940 года было принято решение о приостановке выпуска БА-11 до разработки полноприводных шасси ЗиС. Но, начало Великой Отечественной войны окончательно поставило крест на машине.
Тяжелые бронеавтомобили БА-11 применялись на начальном периоде Великой Отечественной на Ленинградском фронте.
В СССР в 30-х годах был создан и плавающий «танк на колесах» - плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Он был разработан в КБ Ижорского завода в 1933 году под руководством Н.Я. Обухова на шасси грузовика Ford-Timken, в том же году были собраны первые 3 броневика. В апреле 1934 года доработанные версии ПБ-4 были успешно испытаны на суше и на плаву. На плаву машина держалась удовлетворительно. Поэтому в 1935 году машину модернизировали.
ПБ-4 имел цилиндрическую башню, аналогичную по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, куда устанавливались 45-мм танковая пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса.
До наших дней сохранился один образец такого автомобиля, который экспонируется в военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Подмосковной Кубинке.
Танки на колесах за рубежом в 20-40-х годах
Надо отметить, что конструкторы за рубежом довольно активно работали в области разработки колесных бронированных машин и ими было создано немало образцов бронеавтомобилей, в том числе и с пушечным вооружением. И пионерами в этой области там были французы.
Уже в 1915 году французские инженеры на основе американского грузовика White Motor Company разработали бронеавтомобиль, получивший наименование Automitrailleuse White, но чаще его называли по наименованию грузовика – White AM Mle. Бронекорпус разработала и производила фирма Segur & Lorfeuvre. Он собирался из бронелистов, которые крепились болтами к жесткой раме. В том же 1915 году бронеавтомобиль был запущен в производство. Броневик массой почти 6 тонн способен был разогнаться по шоссе до 45 км/ч. Броня толщиной до 8 мм обеспечивала экипажу из 4-х человек надежную, по тем временам, защиту. Во вращающейся башне в противоположных сторонах были установлены 37-мм пушка SA 18 производства фирмы Puteaux и 8-мм пулемет Hotchkiss M1914 с боекомплектом 5,5 тыс. патронов. Поскольку французская, как и другие, армия увязла в окопной войне, то бронеавтомобили практически не использовались, было выпущено примерно 20 машин и выпуск был приостановлен.