Нужно ли создавать культуру стартапа в крупной компании
В книге «Креативное созидание: Системный подход к инновациям в крупных компаниях» эксперт по инновациям Гэри Пизано развенчивает миф о том, что лишь стартапы могут быть инновационны, а также объясняет, почему массовая скупка активных игроков рынка — не единственное спасение для крупной компании и как она может меняться независимо от размера и количества сотрудников. «Сноб» публикует одну из глав.
Практически в каждой крупной компании, в которой я проводил исследование или которую консультировал, в тот или иной момент возникало стремление или даже утверждалась официальная программа по созданию внутри нее «культуры стартапа». Некоторые компании решались на то, чтобы раздробить функцию НИОКР на небольшие, подобные стартапам, венчурные подразделения. Они последовали примеру фармацевтического гиганта GSK. Тогда компания реорганизовала свою исследовательскую группу в структурные единицы, специализирующиеся на изучении конкретных заболеваний, и назвала их центрами передовых технологий разработки лекарственных средств. Когда в конце 1970-х гг. IBM решила заняться персональными компьютерами, она создала самостоятельное и географически обособленное подразделение в Бока-Ратоне, штат Флорида (почти в 2000 милях от штаб-квартиры компании в Армонке, штат Нью-Йорк), чтобы корпоративная бюрократия не препятствовала развитию этого направления. На ранних этапах программой HondaJet занималась небольшая команда из 20 инженеров, работающих в ангаре в Гринсборо, Северная Каролина, — буквально на расстоянии в полмира от штаб-квартиры Honda.
Создание таких самостоятельных структурных единиц часто весьма обоснованно. Они позволяют специализированной команде исследовать инновационные технологии или бизнес-модели, будучи свободной от отвлекающих факторов и давления основного бизнеса. Как я уже отмечал, их можно использовать и для становления (и защиты) новой культуры. Иногда они создаются с целью формирования стартап-культуры в более масштабной корпоративной структуре. В основе таких действий лежит предположение, что крупная компания могла бы стать такой же инновационной как стартап, если бы только могла воспроизвести культуру стартапа. Насколько же это верно? И верно ли вообще?
Сначала следует признать, что культура стартапов очень разнообразна. Конечно, есть некоторые общие характеристики, но не существует какой-то конкретной стартап-культуры, идеально подходящей для инноваций. Помните, что подавляющее большинство стартапов терпит неудачу. На каждую Apple, Amazon, Google или Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) приходятся тысячи компаний, которые исчезают. Просто быть стартапом не означает иметь культуру, способствующую успешным инновациям.
Можно, конечно, всем говорить, что вы хотите создать культуру стартапа внутри своей организации, но толку от таких слов будет мало. Лучше сосредоточиться на конкретных элементах, которые вы хотели бы внедрить, а затем попытаться понять, возможно ли это в зрелой компании. Будучи советником и членом совета директоров многих стартапов, а также соучредителем одного из них, я вижу три основные характеристики сильной стартап-культуры, которые имеет смысл внедрять.
Первая — одержимость скоростью. Поскольку большинство стартапов «бегут на время», или, точнее, спешат все успеть, пока не закончились деньги. Скорость является для них основным приоритетом. Каждый день они тратят выделенные им средства, приближая момент, когда ресурсы вообще закончатся, поэтому все процессы осуществляются очень быстро — возникает обостренное чувство неотложности. Представьте: инструмент в вашей лаборатории ломается, вы пытаетесь выяснить, как починить его самостоятельно в выходные дни, а не ждать целую неделю, когда придет специалист из сервисного центра. Ваша стратегия ошибочна — вы резко меняете подход. Вы смотрите на график проекта, и у вас возникает вопрос: «Почему мы не можем сделать это быстрее?» В итоге ищете нужных людей, чтобы решить проблему сегодня. Кажется, что часы внутри стартапов бегут, а не идут. На самом деле такой темп становится достижимым благодаря тому, что начинающие компании не обременены процессами, процедурами и политиками, которые были разработаны для поддержки существующих бизнес-подразделений.