Фактор Дурова vs фабрики троллей. Как соцсети влияют на протесты
В связи с активно обсуждаемым «транзитом власти» в России внимание социологов привлекает роль средств массовой коммуникации в социальных протестах. В недавнем исследовании ученые из РЭШ пришли к выводу, что роль соцсетей в протестах 2010-х годов была не столь однозначной.
Последствия возникновения социальных сетей в настоящее время стали предметом горячих споров. Оптимисты считают, что они расширяют возможности простых граждан и служат «технологией освобождения», что должно ускорять демократизацию авторитарных стран и увеличивать подотчетность политиков. Пессимисты говорят о способности автократических правительств использовать соцсети в собственных интересах для цензуры и слежки в онлайн-пространстве, а также для манипуляций с использованием ботов и троллей. В демократических странах социальные медиа сегодня часто обвиняют в усилении политической поляризации, распространении ксенофобских идей и фейковых новостей. Фактом остается то, что соцсети играют все более важную роль в политических процессах в разных странах мира и все чаще становятся инструментом политической борьбы.
Недавнее исследование социологов из РЭШ (представлено к публикации в журнале The Econometrics Journal), основанное на изучении массовых протестов в России в 2011-2012 годах, приводит к выводу, что социальные сети действительно способствовали организации коллективных действий и координации акций оппозиции в крупных городах страны. Однако говорить о том, что этот опыт будет воспроизводиться в будущем, нельзя.
Социальные сети приводят людей к участию в уличных акциях по двум каналам: информационному и координационному. Первый связан прежде всего с низкими барьерами входа на рынок медиа, то есть легким доступом к информации. Этот же фактор значительно усложняет власти задачу ограничения распространения критической информации, которая может привести к усилению антиправительственных настроений. Координационный канал отражает тот факт, что социальные сети опираются на пользовательский контент и таким образом облегчают горизонтальные информационные потоки. Это может способствовать заметному снижению издержек на координацию коллективных действий. Функционирование этого канала повышает шансы на то, что люди выйдут на улицы, даже если число оппозиционно настроенных граждан не будет увеличиваться.