Безопасный воздух: как рождались войска ПВО и ПРО
Мировой опыт первого использования летательных аппаратов в боевых действиях и первые попытки защиты от атакующего с воздуха противника относится к концу XVIII века и войне Первой коалиции. Тогда в 1792—1797 годах с целью защиты от Франции, объявившей в 1792 году войну Австрии, и реставрации во Франции монархии сражения захватили территории сразу нескольких государств и в ходе баталий был зафиксирован первый в истории случай использования аэростата французами для атаки, а австрийцы ответили на это артиллерийским обстрелом. На тот же период времени приходится и первый достоверно зафиксированный случай поражения летательного аппарата с земли.
В России о необходимости защиты от атак с воздуха задумались в начале XX века. Во время русско-японской войны рассматривались различные варианты уничтожения вражеских аэростатов как ракетами, так и пулемётами. Создавались многочисленные образцы вооружения, включая первые зенитные пушки как в стационарном варианте, так и на автомобильных шасси.
Первая мировая война показала, что авиация становится одной из важных частей армии, и это требует разработки новых методов борьбы с самолётами противника. От эпизодических случаев использования зенитной обороны русская армия постепенно двигалась в сторону создания полноценных войск противовоздушной обороны. Так весной 1915 года впервые в истории русской армии автомобильную противосамолётную батарею под командованием капитана Тарновского задействовали для прикрытия от воздушного нападения войск Северо-Западного фронта. Осенью того же года для обороны Двинска приказом начальника военного гарнизона был определён порядок обстрела вражеских летательных аппаратов зенитной артиллерией, а зимой приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии Алексеева в русских войсках были созданы противосамолётные батареи.