Новый закон и старые грехи: почему предприниматели продолжат опасаться за зарубежные активы
Подписанный 2 августа президентом Владимиром Путиным закон о корректировке валютного регулирования и контроля — хорошая новость для предпринимателей, имеющих активы за рубежом. Но это не освободит бизнесменов от груза «старых грехов» и не предотвратит новых ошибок
В июле 2019 года правительство внесло в Думу законопроект об изменении механизма валютного контроля, который делает законными любые зачисления денег на счета физических лиц при условии, что эти счета открыты в банках-резидентах стран, входящих в ОЭСР и ФАТФ и одновременно обменивающихся налоговой информацией с Россией в рамках единого стандарта обмена налоговой информацией (CRS). Закон с незначительными правками прошел три чтения и 2 августа был подписан президентом. Эта новость, безусловно, порадовала всех без исключения владельцев зарубежных счетов.
Эти поправки вступят в силу с января 2020 года. Чтобы понять суть корректировок, имеет смысл вспомнить, как менялось валютное законодательство за последние годы.
Как предприниматели превратились в злоумышленников
В 2012 году правительство внесло поправки в КоАП, которые привели в ужас владельцев зарубежных счетов, поскольку напоминали уголовные статьи о конфискации имущества. Поправки вступили в силу 13 февраля 2013 года и существенно расширили список операций, к которым, согласно валютному законодательству, могли применяться штрафы в размере 75-100% от суммы операций. Под санкции подпадала львиная доля обычных банковских операций. Многие люди упустили из внимания изменения в КоАП и осуществляли множество запрещенных операций по своим счетам, в число которых попадало управление ценными бумагами или получение некоторых видов кредитов в банках. Многие даже не подозревали, что каждая продажа ценной бумаги на счете является запрещенной и влечет огромный штраф, а итоговая сумма таких продаж только за один год может в принципе превышать сумму всего счета.